Святому Духу царствовати подобает

Святому Духу царствовати подобает

Галилейское море. Часто неспокойное, шумящее море своими волнами бьющее о берег. Галилейское море исполнено великих рыб, ему известны имена рыбарей, святых апостолов, учеников Христовых. Закидывая сети, простые сельские рыбаки надеялись поймать множество рыб. Кто они?

Их самоотверженность и вера, их неутомимость в любви к Воскресшему заставляют умолкать даже самых остроязычных скептиков, баснотворцев и риторов.

В самом деле, как они, будучи неграмотными «весь мир ученьми своими просветившие и вся концы ко Христу приведшие?» Сам Христос сказал о них «немощное и не мудрое избрал Бог, чтобы посрамить разумных». Почти все необразованные, некоторые не умели даже писать, рыбаки, жизнь которых витала вокруг лодок, сетей и заботы об удачном лове. Почти все провинциалы из маленьких деревень на берегу Галилейского моря. Но именно их избирает в число своих учеников Христос. Избирает, чтобы научить тайнам Царствия Божия, избирает для того, чтобы из ловцов рыбы для пропитания сделать ловцами людей (человеков), которые станут гражданами нового мира.

Ныне мы празднуем Духа пришествие, ныне открывается нам тайна и ответ на вопрос о том, как было возможно простым рыбарям просветить мир. Силой Духа Святого ученики становятся премудрыми ловцами человеков.

Дух сходит на достойных людей, готовых его принять, потому что Он по слову Церкви, «если кому по достоянию дхнет, скоро вземлет от земных, возвышает, возращает, устрояет горе». Вот где сила Божия! Вот в чем смысл нашего земного странствования – стать достойными принятия Святого Духа! Вот та цель, к которой должен стремиться человек! Здесь духовная лествица, здесь карьерный рост христианина – стремление горе, стремление ввысь, посредством принятия Святого Духа.

Дух сходит на людей жаждущих Его сошествия, скучающих и не могущих без Него жить. Это скучание по Духу может выражаться, скажем, в тоске по молитве «Царю Небесный». Беден тот человек, который не сумел пережить священный церковный период от дней Великого поста до сего дня. Беден, потому что не может пережить с апостолами того ощущения ожидания, которым они были наполнены после Божественного Вознесения. И в нынешний праздник, когда впервые за пятьдесят дней по Пасхе звучит молитва «Царю Небесный», то кажется, словно после долгой засухи, после изнуренного дня хлынул дождь и повеял ветер.

Но недостаточно просто знать о существовании Духа, нужно стяжать взыскать Его. «Взыщи мира и пожени его» (Пс. 33, 15). Не просто «взыщи», но и «пожени» Его!

Стать причастниками святого Духа, стяжать Его возможно. По слову прп. Антония Великого, чтобы получить дары Святого Духа, чтобы Дух пребывал в нас, необходимо прежде принести труды телесные и смирение сердца, и, восторгая помышления свои на небо день и ночь, взыскивать с правотою сердца сего огненного Духа и Он дастся нам… «и будете, — говорит преподобный, —  в этом теле как те, кои находятся в Царствии Небесном».

Мы же не откажемся от Духа, будем «духовной жаждою томимы», потому что Дух есть Бог, Дух есть Утешитель, Дух истины, Жизни Податель, Мудрость, Ум, Сила, Он есть, наконец, сама Жизнь.

Ныне мы празднуем Духа пришествие. Дух пришел, чтобы обновить, пришел, чтобы оживить, пришёл, чтобы восстановить, воскресить, прославить распадающееся мое человеческое естество.

«Прииди и вселися  в ны!»

Дух приходит на каждого жаждущего его пришествия, но сугубых даров Святого Духа ожидает большинство из здесь стоящих. Многие из нас в ощущении своей личной Пятидесятницы, которая произойдет во время оно в Таинстве Хиротонии. Этот Дух ««Божественная благодать, всегда немощная (слабое) врачующая и оскудевающая (недостающее) восполняющая», восполнит дарами Святого Духа каждого желающего быть причастниками Его Божества, Его служения. Ловцы человеков займут свое место на корабле церковном и будут дальше направлять свою мачту, пролагать свой путь, ведущий в жизнь вечную.

Галилейское море. Неспокойное, шумящее иное — житейское море своими волнами бьющее о берег. Все те же рыбаки, но облечены Духом Святым, все тот же корабль, но в Теле Христа, все тот же улов, но словесные рыбы, все то же слово, но иные сети. Сети необычны: они не лишают свободы, не влекут силой, не раздирают естества. Каждый сам имеет право вступить на этот спасительный корабль, управляемый Кормчим — Христом и Силой Духа, который все тот же: животворящий и просвещающий концы! Сподоби, Господи и нас быть такими рыбарями в этом житейском море, да не проторжется и наша мрежа.

Святому Духу «царствовати подобает освящати, подвизати тварь»! Восстанем от сна греха, очнемся, дадим же Духу царствовать, освящать нас и подвизать!

Проповедь аспиранта II курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Сергея Забавнова, произнесенная на Троицу в Иоанно-Богословском академическом храме за Божественной литургией 31 мая 2015 года.


Опубликовано 31.05.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter