Сегодняшний праздник, ради которого мы собрались в этом храме, является свидетельством того насколько наша вера не логична. Посудите сами: часто ли вам приходилось ликовать по случаю разлуки с горячо любимым человеком, когда он уезжает в неизвестном направлении и встреча с ним предстоит в далекой и не совсем определенной перспективе? Наверное, нечасто. Но все же мы, православные люди, делаем это регулярно, раз в году, да еще и в назначенное время.
Тут два варианта: либо Этот Человек не так горячо любим нами, как мы это пытаемся это представить, либо в глубинной сути этого торжества кроется какая-то иная, гораздо более существенная основа, недоступная поверхностному взгляду обывателя.
Сегодня празднуется вознесение Господа нашего Иисуса Христа «превыше всех небес» (Еф 4:14), то есть на самый Эверест глобальной иерархии. Сегодня Тот, от Кого ждали, что Он возглавит отдаленную провинцию Римской империи, становится во главе всего мироздания.
А это значит, что если Иисус Христос, и правда, наиболее близок и горячо любим нами, то даже с самой утилитарной точки зрения, это удивительное торжество, поскольку отныне мы протеже Того, кто возглавляет ни город и ни страну, а весь видимый и невидимый мир.
И тот факт, что мы всего лишь рабы Его не должен нас смущать, ибо если я действительно раб Божий не на словах, а на деле, то я больше никому ни раб. Я не раб своих страстей и привычек, я не послушник у легковесных общественных мнений и у скоротечных мод, я не зависим от сменяющихся политических режимов и ангажированных средств массовой информации.
Это принцип феодализма: слуга царя − самый свободный человек в государстве, потому что он больше никому не подчинен, ни один феодал над ним не имеет власти.
И над нами отныне ничто больше не властвует, ибо ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни настоящее, ни будущее, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией (Рим 8:38-39).
Сегодняшнее торжество, как никакое другое, говорит нам о статусе человека. Это праздник зримого явления славы Иисуса Христа, но главный смысл его заключается в том, что Господь своим вознесением соединил земнородных с небожителями. Бог пришел на землю, а вернулся на небо Богочеловек и тем самым указал место самому человеку, который должен находиться рядом с Господом, ибо наша природа вознесена туда, где обитает только мир Святой Троицы.
Человеку дано очень высокое положение, и как горько осознавать то, что мы зачастую не можем его выдержать, оно непосильно для нас. Марина Цветаева, ставившая монахов во главе своей земной иерархии, говорила так: это не они выше других людей, это мы ниже их[1]. То есть если мы не соответствуем нашему высокому призванию к святости, то мы, в некотором смысле, «недочеловеки», не в полной мере вправе называться людьми.
Нам дан чрезвычайно высокий статус, и вполне резонно кажется, что планка завышена и до нее не достать. Но у нас есть одна надежда − это слова Господа нашего Иисуса Христа, которые Церковь приводит в кондаке сегодняшнего праздника: «Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Это как в детстве когда отец предлагает дотянуться до высоко висящего яблока, а вы понимаете, что ни рост, ни сила прыжка не достаточны для выполнения задания, но на все ваши возражения он отвечает: «а ты попробуй». И когда ты действительно прилагаешь максимум усилий и отталкиваешься, что есть мочи, от земли, он берет тебя под руки и возносит на необходимую высоту.
Вот так и Господь, видя наше искреннее старание в деле преодоления личной греховной гравитации, помогает нам подняться до божественного уровня.
Поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, нам нужно ничего не смущаясь, зная, что мы имеем Покровителя, «прошедшего небеса, Иисуса Христа Сына Божия, твердо держаться исповедания нашего» (Евр 4:14) и приложить все усилия к тому, чтобы вместе с Ним проделать этот путь возношения и занять то высокое место, которое Он для нас предназначил. Аминь.
[1] Райнер Мария Рильке. Борис Пастернак. Марина Цветаева. Письма 1926 года. М., 1990. С. 68.
Проповедь студента 3 курса бакалавриата Александра Бойко, произнесенная на Божественной литургии 29 мая, в день праздника Вознесения Господя.