Четыредесятница, то есть пост на протяжении сорока дней, завершился в конце прошедшей недели. Для того, кто более или менее усердно, но все же честно постился, эти дни были собственной, личной драмой, исполненной борьбы, падений, надежд, молитв, побед, сомнений, радости и неизменной милости и прощения Божия. Сейчас наступают иные дни, дни о которых на языке ветхозаветной терминологии можно сказать, что они святые, так как отделенные, так как не похожи на те, которые были доселе, так как они вовсе не наши. Они – Христовы…
Сегодня мы стоим у решающей завязки драмы Христа. Сегодня снова храм предочищается рукой Ревнителя, сегодня снова изгоняются торгующие, притом торгующие не только товарами религиозного употребления, но и своей совестью во имя Божие и даже Самим Богом. Вновь болящие, которые, впрочем, мнят из себя здоровых и даже тех, которые могут других исцелить, слышат призыв подлинного Врача. Отец в который раз зовет Своих детей, но птенцы более не хотят быть под крыльями вскормившей их птицы. Сегодня все слова сказаны, все расставлено на свои места, горькая, но правда, сотрясла уши слушающих…
В наступившие дни лучше нам как можно больше молчать. Слушать и молчать потому, что все сказанное ныне – для нас и о нас (не только об иудеях, как некоторые думают; иудеи тоже считали, что у них «все в порядке»). Однако чтобы ничто не прошло мимо наших ушей, у нас есть слово человеческое – богослужение – которое помогает нам Слово Божие реально пережить.
Как и прежде, «Жених приходит в полночь», когда Его никто не ждет. Нет, не ждет не потому, что Он никому не нужен или неинтересен. Все дело в том, что Его нужно долго ждать, притом еще и ночью, в самое неудобное время. Далеко не у всех хватает на это терпения и веры. А ведь всего-то и нужно – ждать. Собственно, это единственное, что мы должны сделать и единственное, ради чего мы согласились всю ночь нашей жизни посвятить ожиданию, чтобы потом вместе с Женихом войти на брачный пир. Нелепые подобия этого пира или вовсе сладостный сон нас по-прежнему искушают, чтобы сделать своими пленниками, но тем громче да звучат слова: «Смотри же, душа моя, не будь побеждена сном, да не будешь смерти предана, и заключена вне Царствия, но воспрянь». Воспрянь для бдения, ибо леность тотчас усыпляет нас и мы снова или задремлем «от душевного нерадения», или вовсе человек «от света отпадает, предпочитая тьму». Не до́лжно даже и за такое осуждать несчастных, но мы видим, что в подобных случаях бывает: «советуется, продумывает предательство, сговаривается о продаже, продает Бесценного».
Но есть и иной выход – блудница, которую уста множества людей в веках нарекают «целомудренной». Она – чудо Христово и наше вдохновение на сегодняшний день. И чтобы образ нашего вдохновения не преподался нам тщетно, давайте еще раз послушает строки из нашего богослужения. Они нам дают прекрасные рекомендации: «каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати радости со своим Владыкой удостоимся».
// Проповедь студента II курса магистратуры церковно-практического отделения чтеца Вячеслава Завального, произнесенная на Божественной литургии 15 апреля 2014 года в Великий Вторник в академическом храме св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова