Сегодня за вечерним богослужением мы с вами услышим отрывок из Евангелия от Луки, который повествует нам, пожалуй о самом удивительном примере любви и преданности, который когда-либо был запечатлен в человеческой истории.
Раннее холодное утро, густой туман обволакивает еще спящую землю Палестины — землю, на которую так недавно пролилась Кровь Сына Божия Иисуса Христа. Слабый свет еще далекой зари очерчивает одинокие силуэты женщин, спешащих по направлению к винограднику, где днем ранее в пещерном гробе богатый Иосиф Аримафейский похоронил убитого Иисуса Христа. Они идут ко Гробу исполнить свой последний долг – завершить погребальный обряд, который из-за спешки не был выполнен как полагается.
Они идут исполнить долг, к которому их не принуждало ничего, кроме чувства любви и верности. Служа делу проповеди Евангелия, они верили своему Господу и Учителю, они надеялись на то, что древние пророчества о Мессии сбудутся. И теперь они идут к Его Гробу – потерявшие все, терзаемые чувством горькой несправедливости, с глазами, уставшими от слез.
Ученики в страхе разбежались, забыв обо всем: о том, что силой Господа Иисуса Христа они творили чудеса, что демоны подчинились им «о имени Его» (Лк 10:17). Да, с точки зрения логики дело Иисуса Христа было проиграно, Он был убит, его сторонники рассеялись, даже упоминать о нем небезопасно. И мужчины, понимая все это, бегут. А женщины остаются. Ибо по словам святителя Луки Крымского «женщины не так долго рассуждают, как мужчины. Они всю правду, всю истину охватывают быстро и легко своим чистым сердцем».
И эти женщины остаются тогда, когда, казалось бы, последняя надежда была потеряна. Под угрозой быть отлученными от общества, оклеветанными и быть может даже убитыми, они остаются с Тем, Кто возможно, не оправдал их надежд, чья смерть разрушила их чаяния. Но они не думают об этом. Потому что в их сердцах любовь и эта любовь не остается безответной.
Вспышка яркого света. В ужасе падают на землю стражники кустодии, огромный камень, закрывавший вход в пещеру, отброшен в сторону. Два мужа в блистающих одеждах встречают женщин радостным, невероятным приветствием: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес».
Эта история — величайший пример любви и преданности, она является примером и для нашей жизни. В каком-то смысле вся наша жизнь похожа на тот путь, который прошли жены-мироносицы до Гроба Господня.
В нашей повседневной жизни нередко бывают периоды, когда смысл ее, однажды обретенный в Господе Иисусе Христе, под влиянием каких-либо обстоятельств и суеты как будто бы теряется, надежда блекнет и умирает. Сердцем завладевает страх и уныние перед лицом жизненных трудностей и испытаний.
Однако вспомним тех, кто был в еще более тяжелом положении, чем мы. Тех, которые шли к бессмысленной, с точки зрения разума и безопасности, цели. Вспомним тех, которые, потеряв все, тем не менее не потеряли чувства любви. И это чувство было награждено величайшей честью быть первыми, кто увидел на земле воскресшего Господа Иисуса Христа.
Воскресение Господа Иисуса Христа — это величайшее событие в истории человечества, это новый Свет нового мира, пришедший в темноту нынешнего, чтобы просветить его. Как сказано в Евангелие от Иоанна: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин 12:46).
Жены-мироносицы не знали о Воскресении Христовом – им было намного тяжелее, чем нам. Но они не смутились и не отступили. Поэтому и мы не отступим, не смутимся, несмотря ни на какие жизненные трудности, ослабления веры, усталость и малодушие продолжим наш путь к Небесному Отечеству.
И тогда, по словам святого преподбного Нила Синайского «восстанет человек оживотворенный и одушевленный, свергнувший с себя предшествовавшее тление, облеченный же в божественное нетление».
Проповедь студента 4 курса бакалавриата чтеца Алексея Еврокатова, произнесенная на всенощном бдении в храме в честь Успения Пересвятой Богородицы 13 февраля 2016 г.