Великий пост как возвращение к ветхозаветной истории

Великий пост как возвращение к ветхозаветной истории

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Начался Великий пост, время благоприятное и угодное Богу, для исправления нашего духовного и сердечного устроения. Каждый из нас в эти святые дни через богослужебные тексты, предлагаемые нам Церковью, невольно задумывается и обращает свой взор на самого себя, смотрит на внутреннее состояние свой души.

В одном из текстов мы слышим: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Мы просим Господа дать нам видение своих грехов и открыть чувство покаяния о них, которое является не нашей заслугой, но Божиим даром. Наверное, каждый из нас переживал переосмысление всей своей жизни, понимание своей греховности перед Богом, когда самые сокровенные согрешения открываются и, являясь обличаемыми, не имеют больше силы владеть человеком в его жизненных стремлениях.

«Сила Божия в немощи совершается», — возвещает нам апостол Павел (2 Кор 12:9). Таким ярким примером силы Божией, которая поистине совершается в человеческом бессилии, является пример ветхозаветных праотцев, пророков и праведников.

Следование за Господом, за Его благой волей — вот принцип каждого служащего Богу. Именно пост призывает нас узнать свою готовность откликнуться на это служение, посмотреть на себя с другой стороны. Недаром в течении поста прочитываются многие из книг именно Ветхого Завета, в которых нам даются образы смирения и послушания.

Мы слышим слова ветхозаветных книг об истории сотворения мира, грехопадении, заключении завета, обещании Бога и его исполнении. К примеру, обращение Авраама, является очень ярким событием, в котором выражается повиновение Богу. Ответ на призыв Божественного слова и упование на Его всеблагой Промысл получает отклик в сердце Авраама, несмотря на то что человек тем самым полностью отказывается от прошлой жизни, оставляя позади все, чем дорожил.

Так и Великий пост предлагает отсечь все, что было в нашей жизни сопряжено с грехом, и следовать за Господом для духовного совершенствования. В этот небольшой период Четыредесятницы на наших глазах проходит вся ветхозаветная история. Но это еще только Ветхий Завет, в котором человек пребывал после грехопадения. Это время плача и сокрушения праведников о потерянном рае, о невозможности вернуть некогда утерянное состояние человеческой природы, чистой и светлой, как ризы Господни при Его Преображении.

Но несмотря на данные нам примеры сокрушения ветхозаветных праведников, мы, люди Нового Завета, забываем о примере грехопадения первого человека, и каждый из нас очень часто прибегает к жизни ветхого человека. Мы принимаем свои грехи за свое родное и начинаем их любить, и до того, бывает, любим, что уже не можем делать различие между грехом и человеком. И в таких случаях мы чаще соглашаемся с грехом, чем отказываемся от него.

Для того чтобы правильно различать, где человек, а где грех, нам необходимо научиться слышать голос Божий, и на этом пути нам предстоит огромный труд над своим сердцем и над своим внутренним состоянием. Не все дается сразу. Сколько человек шел против Божественных заповедей, столько ему еще предстоит вынести скорбей за свои грехи. Но этим скорбям не нужно огорчаться. Когда на теле появляется рана, ее начинают лечить жгучим лекарством. Согрешения наносят нам раны, а посылаемые нам скорби лечат эту рану.

Но будем помнить, как ветхозаветный человек не смог избавиться от греха, так и мы не можем от него избавиться, если не будем уповать на силу Божией благодати. Для этого от нас требуется вера и мужество. И тогда мы сможем чистым сердце воскликнуть: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче». Аминь.

Проповедь магистранта I курса церковно-практического отделения академии Ивана Тарасова, произнесенная в храме Иоанна Богослова за Литургией Преждеосвященных Даров 29 февраля 2012 года.


Опубликовано 29.02.2012 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter