Дорогие отцы¸ братья и сѐстры, сегодняшнее событие, празднуемое Церковью, можно назвать солнечной ночью, тьма которой, с одной стороны ужасает убийством святого пустынника и пророка Иоанна, а с другой стороны сияет светоносным величием Божественной правды, которая даже в смерти не отходит от своего провозвестника.
Вглядевшись в историю возникновения и становления Церкви, мы увидим что Господь «поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф 4:11-12). Но давайте задумаемся: что из себя представляет пророческое служение и кто такие пророки? Это люди, снискавшие почет и уважение, славу и богатство? Далеко нет! Иеремия был побит камнями, Исайя был перепилен деревянной пилой, Амос и Иезекииль также претерпели мученическую кончину.
Жизнь пророков была пропитана скорбями и поношениями за правду Божию, к которой они были призваны на определенном этапе жизненного пути. В течение веков они боролись против остатков двоеверия и религиозного формализма. Они выступали за чистоту богооткровенного учения и углубление нравственного сознания народа. Не был исключением на этой ниве винограда Христова и Святой Иоанн Предтеча. В его мученической кончине, в его бесстрашном отношении к смерти, мы видим величие его личности, его зрелое духовное состояние, ибо он не боялся и до конца проповедовал Христа и Его божественную правду. По мысли митрополита Сурожского Антония, «мученик – это не просто человек, который страдает, это человек, который своим страданием свидетельствует о том, что его вера больше всего, что она дороже, драгоценнее всего на свете и что ради этой веры, ради Бога, в Которого он верит, Кого исповедует, стоит не только жить достойно, но и умереть».
Обратившись к сегодняшнему евангельскому событию, мы также видим, что пророческое служение святого Иоанна Крестителя, как и его мученическая кончина, связаны с несением правды Божией, которая тесно сопряжена с любовью. Мы видим это по отношению к закоренелому грешнику, которым является Ирод Антипа. Словно капля, падающая на камень, ложилось божественное слово через уста Иоанна Предтечи на окаменевшее сердце Ирода, в надежде преобразить его в удобренную почву, на которой взошло бы семя покаяния для принятия Царства Божия. Но глас вопиющего в темнице так и не смог изменить ту душу, которая выбрала для себя путь смерти, завязнув в тине греха и земного наслаждения. Несмотря на смерть, пророк Иоанн до конца остался верен своему призванию, с которым он стал одним целым.
Дорогие отцы, братья и сѐстры, Обращаясь ежедневно к Священному Писанию и Священному Преданию, мы, следуя примеру жизни святых, формируем и нашу личность, заполняя еѐ сосуд добродетелями, которые поддержат горение лампады нашей души перед Богом. Сегодня, взирая на мученический подвиг Пророка и Предтечи, золотыми буквами мы можем выбить на скрижалях наших сердец удивительный гимн верности призванию и послушанию. Как учащимся духовных школ каждому из нас надлежит исполнить этот гимн в своей стезе. Призваны ли мы Богом к пастырскому служению, давайте со вниманием и любовью относится к каждому приходящему за духовным утешением; призваны ли мы к регентскому делу, давайте настроим не только свои голоса, но и все струны нашей души на ноту любви божественного камертона, который ежедневно звучит для каждого из нас; призваны ли мы к выражению богословия в иконе, давайте будем всякий раз творчески готовы к чудесному преображению красок и линий в образ тех святых, перед которыми много лет спустя будут молиться наши потомки. Каждое наше слово, каждое наше дело, пусть сохраняет верность той Божественной Истине, перед которой не властны стены темниц и которую мы призваны сеять в сердца людей. Аминь.
Проповедь студента II курса магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии чтеца Андрея Максимчика, произнесенная 11 сентября 2015 года в храме Двенадцати апостолов за Божественной литургией.