Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня мы с вами за Божественной литургией слышали чтение из Евангелия, которое рассказывает нам о помазании Господа Марией и о Торжественном входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим.
Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей были обязательными и главными праздниками у иудеев. На Пасху в Иерусалиме иудеи старались сходиться со всех концов мира. В такие дни сам город Иерусалим и окружающие его города и селения были переполнены народом. Однажды был сделан подсчет жертвенных овец на Пасху, и число их составило 256 500. Судя по количеству жертв, людей было очень много. Слух разнесся о том, что Иисус Христос, Который воскресил Лазаря, идет в Иерусалим. Там было две толпы: та, которая сопровождала Иисуса из Вифании, и та, которая пошла Ему навстречу из Иерусалима, и эти две толпы, по-видимому, слились в одну массу, подобно двум течениям моря. Иисус ехал верхом на молодом осле, и толпа встретила его, как Победителя. Именно такая атмосфера преобладала в тот день.
Некоторые люди в этой толпе были просто зрителями, пришедшими посмотреть из любопытства на Человека, Который, по словам многих, воскресил мертвеца. Им просто было интересно посмотреть на этого необыкновенного Человека. Но такой интерес быстро проходит, потому они спустя неделю уже требовали смерти Господа нашего Иисуса Христа.
Народ кричал Иисусу: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне». Слово «осанна» по-иудейски означает «спаси сейчас», так что толпа буквально кричала «Боже, спаси нас». Это был призыв к Богу вмешаться в ход истории и спасти Свой народ теперь, когда пришел Мессия. Слова, которыми народ приветствовал Иисуса, проливают на свет на то, что происходило. Нет сомнения в том, что когда народ пел этот псалом, он смотрел на Него, как на Помазанника Божиего, Мессию, Освободителя, Того, Который должен прийти. Это видно из фразы: «Благословен грядущий во имя Господне». Они желали, чтобы Он как Мессия исполнил все Божии обещания (Пс 2:71). Все то, что кричал народ Иисусу, было взято из Пс.117 (25-26). Его должны были знать все наизусть. Это был победный псалом, который был создан для специальных, торжественных случаев, и народ это знал.
Они, несомненно, видели в Нем Победителя. Им казалось, что вот-вот затрубят трубы, и созовут войско, и иудейский народ одержит свою долгожданную победу над Римом и всем миром. Иисус приближался к Иерусалиму под крик толпы, которая встречала Его, как Победителя, но этот крик, наверное, причинял боль Его ушам, потому что они ожидали от Него того, чего Он не был намерен им дать, и видели в Нем Того, Кем он не собирался быть.
В таком положении Иисусу было явно невозможно держать речь к толпе. Его голос не достиг бы всей этой громадной массы людей, и потому Он сделал то, что все могли видеть. Он сел на молодого осла. Осел считался благородным животным. Такой жест означал две вещи: во-первых, это было намеренным притязанием на Мессианство. Поскольку этот образ, конечно, должен был всем напомнить о пророчестве Захарии, в котором говорилось о царе Мессии, грядущем к Израилю на осле, что означало что Он несет мир (Зах 8:8, ср. Ин 12:15). Нет никакого сомнения в том, что Иисус объявлял Себя Мессией, делая Свое явление наглядным.
Действие Иисуса показывает, что Он не воинствующий царь, о котором они тогда мечтали, но Царь, Который, будучи Богом, несет избавление от болезней в мире через Себя и любовь, ярко выраженную в Его страданиях и Воскресении. Он Сам показал пример любви жертвенной, научаясь которой мы сможем войти в Царствие Божие и донести эту любовь и ее свет всему миру, которая может максимально преобразить и изменить мир. Никто не видел этого тогда, даже ученики Его, которые должны были знать больше и лучше других. К ним шел Тот, Кто должен был прийти , а они искали того, о ком мечтали и кого желали, и не узнали Того, Которого послал к ним Бог.
На заднем плане в этой толпе стояли начальники иудейские. Они чувствовали себя беспомощными и бессильными, не способными остановить веру в Иисуса Христа. Если посмотрим в текст Евангелия далее, то мы прочтем такие слова фарисеев: «Весь мир идет за Ним». Теперь враги Иисуса говорят то, что весь мир идет за Ним. Не понимая, что они говорят, они говорили истину. Это видно далее, где сказано, что в праздник пришли язычники.
Обратим внимание на то, что, входя в Иерусалим, Господь проявляет пример изумительной доблести. Вспомним, что власти разыскивали Его и намеревались убить Господа.
Естественная предусмотрительность должна была удержать Его от этого шага и заставить удалиться в Галилею или пустынные места, а если бы Ему было крайне необходимо прийти в Иерусалим, осторожность должна была диктовать идти туда тайно и прятаться там. Но Он пришел так, чтобы все могли увидеть Его. Это было актом величайшей мужества и высочайшей любви к роду человеческому.
Имеем ли мы к Господу такую любовь, ради которой готовы пожертвовать своей собственной жизнью ради Него?
Готовы ли мы свидетельствовать о Господе перед миром, который хочет нас убить, так как мы несем Истинное учение о жизни и о нравственности?
Если нет, то будем просить у Господа укрепить в нас, маловерных, веру. Она укрепляется постом и молитвой, исполнением заповедей о любви к Нему и жизнью по Евангелию, помощью ближним, исполнением заповеди «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем помышлением твоим … возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф 22:37,38). Будем готовы всегда нести скорби и испытания, несмотря на страх, который нападает на нас, будем всегда двигаться вперед в духовной жизни, подражая вере и мужеству Господа нашего Иисуса Христа.
Да поможет нам в этом Бог! Аминь.
Список использованной литературы:
1. Ианнуарий (Ивлиев), архим. Евангелие от Марка. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 27.
2. Уильям Баркли. Толкование Евангелия от Иоанна. ВСБ.,1985.Том 2.Главы 8-21.