Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, братья и сестры, за Божественной литургией мы слышали евангельское повествование об исцелении Господом нашим Иисусом Христом в Капернауме расслабленного, то есть парализованного человека. Спаситель поучал народ в неком доме, куда послушать Его пришло такое множество людей, что уже едва можно было пройти через двери. И вот какие-то четыре человека, узнав, где находится Иисус, приходят к дому, неся расслабленного (вероятно, их друга или родственника). Не имея возможности протиснуться сквозь толпу, они разбирают крышу дома и опускают постель с расслабленным к ногам Иисуса. Этим они ясно засвидетельствовали свою веру, почему милосердный Господь и совершает незамедлительно чудо исцеления.
Однако прежде всего Спаситель исцеляет душу расслабленного, указывая тем самым нам на то, что очень часто болезнь есть не что иное, как следствие греха, наказание за грех. «Чадо! прощаются тебе грехи твои», — говорит Иисус лежащему на одре. Таким образом Он устраняет коренную причину болезни, а следовательно, больному даруется исцеление. И здесь Господь являет еще одно чудо, показывая Свое ведение человеческих мыслей.
Дело в том, что некоторые из присутствовавших в доме книжников подумали, что Он богохульствует, присваивая Себе право прощать грехи – право, принадлежащее одному Богу. Христос же, давая ответ на невысказанные мысли, фактически являет им, по выражению блаженного Феофилакта Болгарского, знамение Своей Божественности, поскольку только Богу принадлежит знание человеческих помышлений, о чем книжники прекрасно знали из Священного Писания, где Соломон, обращаясь к Богу, говорит: «Ты один знаешь сердце всех сынов человеческих» (3 Цар 8:39).
Доказывая истинность объявленного Им прощения грехов, Спаситель затем повелевает расслабленному встать, взять свою постель и идти, что последний тотчас и делает. Расслабленный, по свидетельству евангелиста, «вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали» (Мк 2:12). Евангелист при этом не уточняет, какой была реакция книжников, оказались ли они в числе народа, прославлявшего Бога, однако из Священного Писания мы знаем, что книжники и фарисеи были непримиримыми оппонентами Спасителя на протяжении всего Его земного служения, из чего можно сделать вывод о том, как велико было окаменение их сердец и ожесточение.
Но давайте, братья и сестры, задумаемся: так ли уж далеко мы с вами ушли от этих книжников? Имеем ли мы такую живую веру во Христа, как те четыре человека, несшие на одре расслабленного и готовые преодолеть любые препятствия ради встречи со Христом? Или мы продолжаем коснеть в маловерии, несмотря на являемую Богом к нам милость и совершаемые Им в нашей жизни чудеса. Да и всегда ли мы способны увидеть чудо Божие в нашей жизни?
Именуя себя христианами, мы порой в трудных жизненных ситуациях отчаиваемся, прося Бога об избавлении от постигающих нас скорбей, проявляем двоедушие, сомневаясь, что Бог исполнит просимое. А ведь о сомневающемся человеке в Писании сказано: «Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак 1:7). При этом мы подчас забываем и ясные обетования Спасителя: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф 7:7).
Будем же, братья и сестры, всеми силами стараться подражать твердости веры друзей расслабленного из сегодняшнего евангельского отрывка, дабы и мы, преодолев все трудности, все встречающиеся в нашей духовной жизни искушения, смогли, подобно расслабленному, оказаться у ног Спасителя и услышать обращенные к нам Его слова: «Чадо! Прощаются тебе грехи твои». Аминь.
Проповедь на литургии в Неделю 2-ю Великого поста.