Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, мы вступили в период подготовки к Великому посту, целью которого является обновление нашей жизни в покаянии и молитве. Церковь сегодня предложила нам великопостное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…». Слова этой молитвы настраивают нас на осознание своей греховности, принесение достойных плодов покаяния и исправление своей жизни в уповании на Божие милосердие.
Размышляя над смыслом этого песнопения, с первых стихов невольно можем задать себе вопрос: «Почему же двери покаяния закрыты для нас? Как они могут быть закрыты, если Сам Христос призывает нас к покаянию?» Как ни странно, ответ на этот вопрос однозначный: мы сами виноваты в том, что двери покаяния закрыты для нас. Причина тому – наша привязанность ко грехам, состояние, в котором мы умышленно идём на грех и не пытаемся противостоять ему. Мы прекрасно понимаем, что это грех, но всё равно делаем его. Для того чтобы открыть двери покаяния, мы должны чаще прибегать к Таинствам Исповеди и Причастия. Необходимо не механическое название грехов, но исправление своей жизни раз и навсегда. Это и будет являться плодом нашего покаяния.
Однажды у преподрбного Амвросия Оптинского спросили, сколько надо времени для того, чтобы Богу принести покаяние? На что он ответил: «Для истинного покаяния не нужны ни годы, ни месяцы, ни недели, а мгновение!» Так что же такое покаяние?
Греческое слово«метанойа» в буквальном смысле означает «перемена ума», «переосмысление». Иными словами, покаяние есть изменение своей жизни, образа мыслей, перемена человека внутри самого себя. Для того чтобы понять первоначальный смысл этого слова, необходимо вспомнить, каким образом происходило покаяние в древней Церкви.
В первые века христианства покаяние являлось единственным условием вступления человека в Церковь. Св. Иустин Философ в своей первой апологии свидетельствует: «Бог предвидит, что некоторые спасутся через покаяние…». Но если человек после вступления в Церковь впадал в тяжкий грех, будь то убийство, отречение от веры, прелюбодеяние, то таких отлучали от причастия. После чего отлучённый приносил публичное покаяние и относился в разряд кающихся, а это значит, что он не мог присутствовать в храме во время Евхаристии. Только после того как прошёл срок его епитимьи, кающийся снова мог причащаться.
Когда христиане присутствовали на литургии, то все без исключения причащались. Если же и были такие, кто не причащался, то они скорее считались разведчиками из язычников. И мы становимся подобными им, когда присутствуем на литургии и не осознаем, что Евхаристия — это восстановление утраченной связи между падшестью человека и радостью спасения как безвозмездного дара.
Песнопения Великого поста пропитаны духом покаяния, и в своей сущности подготавливают нас вновь и вновь испытать свои сердца для того, чтобы «чистым сердцем» вместе со всеми небесными силами воспеть воскресшего Бога, победившего державу смерти и избавившего нас от вечного рабства греха.
Итак, напоминая нам о покаянии, Церковь говорит, что без Божией помощи и без Его милости мы не сможем видеть всех своих грехов. Поэтому будем молиться, чтобы Господь просветил наши очи и открыл нам двери покаяния. И будем также помнить слова премудрого Сираха: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь». Аминь.
Проповедь магистранта I курса Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Владимира Вдовина, произнесенная 23 февраля 2013 года в академическом храме святого апостола Иоанна Богослова на всенощном бдении.