Владимир Заброцкий. Нравственное состояние древнерусского общества на примере «Поучения» Луки Жидяты

Владимир Заброцкий. Нравственное состояние древнерусского общества на примере «Поучения» Луки Жидяты

Лука Жидята — Новгородский епископ в 1035-1060 гг. Является первым из писателей Древней Руси, которых мы знаем по имени. Из его творческой деятельности сохранилось его поучительное наставление, которое нам известно, как «Поучение к братии». «Поучение к братии», которое, как полагают исследователи, было произнесено святителем в виде проповеди, и являлось напутственным словом к своей пастве.

«Поучение к братии» важно не только своей древностью, но и тем, что оно составлено одним из первых архипастырей нашего отечества. Епископ Лука — является первым русским проповедником по времени, который жил в 11 веке, и который действовал в духе русского просвещения. Предполагается, что это поучение является первым русским церковным словом (анализируя содержание и его тон), которое святитель произнес, как только вступил на паству (возможно, в 1036-1037 гг.)[1].

В этом поучении нет искусственного красноречия, нет и очень глубоких мыслей; напротив, поучение основано на простоте и на кратких, общих, первоначальных истинах веры и нравственности.

Прежде, чем говорить о самом поучении, нужно отметить, что святитель Лука был вторым Новгородским епископом после Иоакима Корсунянина, который крестил Новгород в 989 году. Поэтому, от крещения Новгорода до написания поучения прошло почти полстолетия. Нравственное поучение Луки является для нас исторически важным памятником, так как оно отображает нам духовно-нравственное состояние древнерусского народа, который жил в христианской проповеди уже 50 лет.

«Поучение к братии», Лука Жидята делит на несколько блоков, которые четко просматриваются в самом тексте. Однако делать объективные выводы о нравственном состоянии народа мы можем лишь с указаний на проступки, которые автор перечисляет обращаясь к адресату. А также с общих требований относительно нравственности новообращенной среды.

«Москолоудство вамъ, братие, нелепо имети, ни молвити срамна слова, ни гнева на всякъ день имети, не похритаися (т. е. не надругаться) ни посмеися никакому же»[2]. Здесь мы видим, что святитель Лука описывает реальные наблюдения, которые были выявлены в новгородской среде. Лука говорит о нежелательности сразу нескольких безнравственных поступков, каждый из которых в жизненных ситуациях порождает цепную реакцию взаимосвязанных пороков: «москолудство» (издевательство), срамословие, проявление крутого нрава, ведущего к ссорам, выражению презрения и насмешкам.

«Не кленитеся Божиимъ именемъ, ни иного заклинаите, ни проклинаите»[3]. Лука запрещает упоминать имя Бога во время клятв. Это связано с неизжитым древним обычаем: наложения на противников клятв во время распрей. Также пастырь формулирует правило, согласно которому запрещается применять клятвы. Согласно библейским установкам христианства, епископ рекомендует воспитывать в себе праведность, вплоть до готовности пострадать за правое дело: «Но боуди правдивъ тако, яко не каися правды дела и закона Божия и приложа главы да сочтеть тя Богъ съ святыми»[4]. Такие нравственные наставления предполагают изживание традиций, которые существовали на протяжении долгого дохристианского времени: ругательства, клятвы, заклинания, проклятия в ссорах. Всё это продолжало существовать, не смотря на то, что уже 50 лет народ жил в христианской вере.

Также мы можем увидеть, что Лука обращается и говорит о милостыни, которую они должны проявлять к странникам, к убогим, к за- ключенным, к слугам: «Помните и милоуите странныя и оубогыя и темничникы, и своимъ сиротамъ милостиви боудете»[5]. Такими делами, как милостыня, судебные расправы и т. д. могли заниматься чиновники и богатые люди. Поэтому поучение могло быть направлено к людям власть имеющим, можно предположить, что поучение было написано святителем из-за конкретной нужды, повода, или из-за совокупности поводов. Поэтому, возможно, причиной возникновения этого обращения к братии могла скрываться в претензиях, которые святитель Лука предъявляет братии.

Также святитель дает наставления связанные с раздорами, ругательствами, осуждает различные непристойности, которые возникают во время ссор среди новгородской знати. Всё, что осуждает Лука в своем поучении, говорит нам о том, что святитель был под впечатлением от раздоров, вражды, взаимных претензий. Здесь, пожалуй, сконцентрированы самые нелицеприятные высказывания Луки в адрес своих современников, но и они облечены в весьма сдержанную и деликатную форму. Архипастыря должны были услышать и понять те, к кому он дипломатично и тонко обращался, начиная с первых слов проповеди. Лука умело переводит общеморальное звучание своих наставлений в конкретно-историческую плоскость. Комбинируя положения своего назидания, он, таким образом, констатирует, что моральный облик «братии» оказывается далеким от требований богоугодности, поскольку в поведении верхов общества он не наблюдал проявления любви, смирения, терпения и правдивости. При этом Лука решает проблему исправления нравов корректно, чтобы не возбудить недовольства и раздражения у могущественной «братии» новгородской[6].

Таким образом, Лука умело наставляет людей в своей проповеди, говоря им, что в любых отношениях должны быть, заложены не гордость, вражда, месть и озлобление, но правдивость и любовь к ближнему, а также порождаемые любовью терпение и прощение. Всеобщий призыв к любви выступает главным принципом христианских отношений, именно через заповедь любви, владыка старается исправить нравственные недостатки своих современников[7].

С позиций любви и всепрощения действует и сам проповедник, ибо отношение к грехам одновременно принципиальное и сдержанное, лишенное акцентов бичевания. Увещевательные посылы строятся не на критике и тем более не на прямом осуждении паствы, способном оттолкнуть ее от пастыря и Церкви, а на постулировании должного.

Нужно отметить, что святитель Лука для закрепления своих наставлений также делает акцент на страхе Божием. Он создает нравственное напряжение, в основе которого ставит ответ за проступки. И если смотреть в целом на всё поучение, то именно это является связующим звеном между основой христианства и теми моральными принципами, которые мы видим в «Поучении».

В целом, то, к чему призывает Лука, не является чем-то невыполнимым, даже не предполагает особо сильных усердий, наоборот, это легко воплотить в жизнь. Поучение Луки не является законом, который необходимо неукоснительно исполнять. Это поучение носит увещевательно-просветительский характер.

Подводя итог, мы можем сказать, что нравственное состояние людей, к которым обращается с напутствием святитель не идеальное. Несмотря на то, что люди приняли христианство, они не стали жить праведной жизнью наполненной любви к ближнему. Однако здесь нужно отметить два момента:

  1. Русь приняла христианство не за несколько мгновений. Это был долгий и трудный путь. Люди принимали новую веру, однако не до конца понимали, как нужно менять свою жизнь. Одни крестились и жили как и раньше, другие крестились и совмещали свои языческие обряды и традиции с новыми христианскими заповедями, третьи отрекались от своей языческой жизни и полностью принимали новую веру. Поэтому нравственное состояние народа было смешанное. Однако нужно отметить, что это были не грубые нарушения церковных канонов, это были укорененные повседневные традиции древнерусского народа, которые были основой их языческой жизни. Поэтому потребовалось время, чтобы христианство вошло и полностью изменило жизнь народа.

  2. Поучение, святитель Лука, скорее всего, написал по нужде, видя непристойную жизнь новгородских высокопоставленных деятелей. Поэтому в первую очередь оно направлено на людей не совсем живущих христианской жизнью. Таким образом, нам сложно оценивать действительное нравственное состояние всей паствы святителя Луки лишь по одному «Поучению к братии», однако мы видим, что до высокой нравственной жизни народ далек, хотя уже стоит на пути к той цели, которую проповедует им Лука Жидята.

Нужно подчеркнуть, что это поучение обрисовывает лишь адресата, к которому обращается святитель, поэтому оценивать всё общество лишь по этому поучению является делом сложным и не нужным. Однако это поучение хорошо отображает нам проблемы древнерусского общества, которые возникают при столкновении с христианством.

В любом случае Поучение к братии является очень важным историческим памятником, который отображает действительную жизнь того времени. Можно привести слова Сергея Михайловича Соловьёва, который дает следующий комментарий об этом поучении: «Это слово драгоценно для потомства, потому что вполне обрисовывает общество, к которому обращено для поучения»[8].


Примечание:

[1] См.: Дергачева И. В., Мильков В. В., Милькова С. В. Лука Жидята: святитель, писатель, мислитель. Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. IX. М.: Мир философии, 2016. С. 56.

[2] Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV–XVII вв. // ИОРЯС. СПб., 1913. Т. XVIII. Кн. 2. С. 224.

[3] Там же. С. 255.

[4] Там же. С. 223.

[5] См.: Там же. С. 223.

[6] См.: Дергачева И. В., Мильков В. В., Милькова С. В. Лука Жидята: святитель, списатель… С. 59.

[7] См.: Там же. С. 62.

[8] См. Цит по: Святитель Лука Жидята, епископ Новгородский. Святые Новгородской земли X—XI век. Новгородская святость. // Новгородская епархия Русская Православная Церковь Московского Патриархата / URL: http://www.vn-eparhia.ru/novgorodskayasvyatost/106-svyatye-novgorodskoj-zemli-x-xi-vek/96-svyatitel-luka-zhidyata-episkopnovgorodskij (дата обращения: 25.11.2016).

Источники и литература

1. Бугославский С. Поучение еп. Луки Жидяты по рукописям XV– XVII вв. // ИОРЯС. СПб., 1913. Т. XVIII. Кн. 2.

2. Дергачева И. В., Мильков В. В., Милькова С. В. Лука Жидята: святитель, пи- сатель, мислитель. Памятники древнерусской мысли: исследования и тексты. Вып. IX. М.: Мир философии, 2016. — 416 с.

3. Святитель Лука Жидята, епископ Новгородский. Святые Новгородской земли X — XI век. Новгородская святость. // Новгородская епархия Русская Пра- вославная Церковь Московского Патриархата / URL: http://www.vn-eparhia.ru/ novgorodskaya-svyatost/106-svyatye-novgorodskoj-zemli-x-xi-vek/96-svyatitel-lukazhidyata-episkop-novgorodskij.


Опубликовано 31.10.2017 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter