Сегодня младенец Иисус Христос, по ветхозаветной традиции, приносится в Иерусалимский храм своими родителями. Его встречает старец Симеон, который ждал этого события и прожил уже несколько сотен лет в ожидании исполнения обетования, данного ему ангелом. Сюда же приходит и Анна пророчица, чтобы прославить Господа и возвестить о Нем всем, чающим избавления.
Мы смотрим на это событие спустя две тысячи лет и можем упустить из виду, что для людей того времени это событие стало камнем преткновения. Религиозные представления тех дней рисовали каждому верующему грозного, жестоко карающего за грехи, а главное, неведомого и невидимого Бога. Недвусмысленно звучали слова о том, что увидевший Бога не останется в живых. А что же происходит здесь? Священная История преподносит нам Бога не просто Видимого, но и в объятиях Приснодевы Носимого, Бога Невместимого, Который вмещается на руках старца Симеона. Даже сейчас, когда мы читаем эти строки, разум невольно сопротивляется принять такую противоречивую истину. Но вера – более сильная способность души, с радостью приемлет весть о совершившемся Боговоплощении, о том, как Христос начинает проходить одну за другой ступени человеческого бытия, чтобы освятить их безначальным Светом нетления.
Богоприимец Симеон и пророчица Анна, вероятно, совсем скоро отправятся в загробный мир возвестить о пришествии Спасителя всем преждепочившим, ведь слова молитвы «Ныне отпущаеши», обращенные к Младенцу Богочеловеку, звучат, по меркам иудейской религии, как хула на Всевышнего. За них положена смертная казнь… Но древний старец знает их подлинный смысл: здесь и сейчас теряет силу отжившая религия буквы и закона, и на смену ее приходит живой, любящий Бог.
А что же нас связывает с событиями Сретения Господня, как не наша собственная личная встреча с Ним? Каждый человек без исключения и по сей день встречает в своей жизни Бога. И здесь встает вопрос: принять Его или отвергнуть? Это очень сложный выбор. Как Симеон принимал Его на свои святые руки, так и мы должны принять Бога в собственную душу, чтобы иметь в себе подлинную жизнь. Присягнуть на верность Христу – значит облечься в Него. Но для этого нужно прежде совлечься плотских одежд, то есть отстать от своих плотских привязанностей, которые заслоняют от нас свет Христов. Вот здесь и лежит камень преткновения. Нельзя в этом выборе найти компромисс, нельзя уравновесить на одной чаше весов – желание попасть в жизнь вечную, а на другой – стремление к комфортному существованию здесь. Что-то из двух всегда будет доминировать. Только за границей смерти для мира человек обретает духовное воскресение. И борьба за это воскресение совершается в течение всей жизни. Пока человек живет здесь, он может уклониться ко греху. Но Бог знает это лучше чем мы сами, и поэтому неотступно призывает всех исправляющихся и согрешающих – и праведников и беззаконников.
От нас же требуется особый подвиг проповеди о встреченном Боге, чтобы и другие могли прийти к Богу и возрадоваться вместе с нами. И этой проповедью должна стать вся наша жизнь. Не одни лишь слова, но дела любви к Богу и ближнему, совершаемые нами – вот истинное свидетельство того, что и в нашей жизни совершилось Сретение Господа. Аминь.
Проповедь студента 4-го курса бакалавриата Санкт-Петербургской православной духовной академии Вячеслава Мельниченко, произнесенная произнесенная за Божественной литургией в храме Двенадцати апостолов в День Сретения Господня и Неделю о Страшном суде 15 февраля 2015 года.