Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Живут они в своём отечестве, но как пришельцы… Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество – чужая страна… Находятся на земле, но суть граждане небесные», – такими словами характеризует христиан автор «Послания к Диогнету». Подобную мысль мы встречаем и в послании к Евреям: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13:14). Указывая на подлинное отечество для христиан, апостол Павел и Иустин, философ и мученик, перу которого приписывают «Послание к Диогнету», зачисляют тем самым всех нас в разряд путешественников, а лучше сказать, странников, ищущих возвращения домой.
Услышанные нами только что слова можно бы было забыть, с одной стороны, не тревожа себя заботами о «будущем граде», а с другой – не мешая наслаждаться всеми удовольствиями «града нынешнего», но все содержание христианства направлено именно на достижение «града Божьего», о чем нам непрестанно напоминает наше богослужение, и доныне являющееся выражением нашей веры.
Скоро Великий пост, и мы уже начали готовиться к этому путешествию навстречу Воскресшему Господу, странствованию из чужбины в свое отечество. И потому нам так важно помнить о Сионе, Небесном Иерусалиме, путь куда нам открыт Иисусом Христом. Да, мы еще пока не там, еще сидим у рек Вавилона и слезы текут по нашим щекам, но это слезы не отчаяния, но ожидания и надежды, это «печаль по Боге», которая, по словам апостола Павла, «производит покаяние ко спасению» (2 Кор 7:10).
Но даже если мы будем честны в своем стремлении, все равно есть люди, которые не захотят разделить нашу искренность, а будут даже и те, кто будет смеяться над нами, над нашей верой и все спрашивать: «А правда есть Бог? А ты докажи!..» Согласитесь, это очень похоже на: «Ну-ка, спойте нам песни Сиона!» (Пс 136:3). Не смогли спеть евреи «песнь Господу на чужой земле» (Пс 136:4), и не потому, что Богу, живущему на Сионе, не слышно слов из Вавилона… Вера – самое дорогое, что есть у нас и отдавать ее заведомо на попрание!.. Господь в таких случаях не советовал быть щедрым со своим жемчугом перед лицом тех, для кого он не имеет ни малейшего значения.
И все же веру терять нельзя, даже если все скажут о ее несостоятельности, даже если нам самим покажется, пускай и не на миг, что Бог нас забыл, оставил… «Пусть рука моя правая тоже меня позабудет, и пусть к небу присохнет язык» (Пс 136:6). А иначе нет никакого смысла в моей вере… И еще. «Если выше всех радостей мира не будет мне Иерусалим» (Пс 136:6), «Святой Город — новый Иерусалим, спускающийся с небес от Бога, убранный, как невеста, поджидающая мужа» (Откр 21:2), то снова тщетна вера моя. Тщетна настолько, насколько бы она была тщетна, если бы Христос не воскрес.
Заканчивается псалом зложеланиями, даже проклятиями. И мы бы могли их адресовать нашим врагам – «повелителям этого мира тьмы» (ср. Еф 6:12), но зло уже давно само себя осудило на неизбежную погибель. В мире, где есть Бог, зло всегда находится в безвыходном положении. Нам же важно не приводить его своей волей в бытие, чтобы не извращать тем самым данный от Бога дар творчества, созидания.
Вот так вот псалом, в надписании которого тактично умалчивает об авторстве, вводит нас в тайну нашей жизни и спасения. Спасения, которое даровано нам свыше, и жизни, которая есть восприятие этого дара. Мы, а в большинстве случаев за нас, пообещали, что конечная цель нашего маршрута – Небесный Иерусалим, и горе нам, если мы забудем об этом, если по пути нам приглянется, по нашему мнению, что-то более стоящее, а точнее, мелочное и несущественное, но что здесь и сейчас можно взять в свои руки и считать залогом нашего счастья. Бог просит о вере, а потому не стоит так поступать, даже если Иерусалим кажется далеким, а на мгновения и чуть-чуть сказочным. В то, что воскрес Господь, апостолы тоже сразу не поверили, но Он воскрес… Свет Его, Воскресшего, да озаряет наш путь! Аминь.
Проповедь магистранта I курса церковно-практического отделения академии чтеца Вячеслава Завального, произнесенная в академическом храме на всенощном бдении в канун Недели о блудном сыне 2 марта 2013 года