Епископ Петергофский Серафим. Внутренние спокойствие и мир являются залогом для нашего спасения

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Одним из тяжёлых пороков, входящих в число восьми смертных грехов, является – гнев, по-древнегречески «Ὀργή» – мощное возмущение душевного состояния относительно окружающих людей и явлений. Гневливость, обрушиваемая на ближних и принимающая систематический характер, претворяется в злобу, зависть и желание нанести удар.

Яркий пример трагичных последствий гнева и его производных представляет библейское повествование о Каине и Авеле. Порожденные гневливостью зависть и раздражение подвигли Каина к убийству своего брата Авеля. За это Бог наказал Каина, сделав его изгнанником и скитальцем на земле (Быт. 4: 2-12).

Однако не всякий гнев является грехом. В святоотеческих творениях мы находим рассуждения о праведном гневе – ярко выраженном чувстве неприятия зла и противлении ему. Данное свойство принадлежит Самому Господу Богу, карающему за грехи и поощряющему за добрые дела. Христос говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем»(Ин. 3: 36). Качество праведного гнева, в отличие отнеправедного, должно культивироваться верующим человеком с целью побороть грехи и пороки, которыевначале надлежит решительно возненавидеть.

Человеческая гневливость, нередко порождающая месть, противостоит Божественной правде. Святой апостол Иаков прямо указывает: «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1: 20). Наш гнев, из которого возникают осуждение и оценки других людей, не соответствует взгляду Бога. В силу греховной природы гнев человека не может претендовать на объективность. Только Богу принадлежит право справедливого суждения о людях.

Постоянное присутствие гнева в сердце свидетельствует об отсутствии мудрости и является показателем человеческой глупости. В книге Притчей на этот счет содержится очень меткий и точный тезис: «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч. 29: 11). Гнев развращает человека и делает его распущенным, неспособным сдерживать себя и свои негативные порывы. В результате гневливый человек становится духовно слабым и раздражительным, его уязвляет малейшее движение, несогласное с его представлениями.

Противопоставить гневу необходимо умиротворение и спокойствие. Мирное состояние, гармонизирующее нашего внутреннего человека, помогает нам обрести Бога и составляет необходимое условие нашего спасения. Господь обнаруживает и выражает Себя не в сильном ветре, не вземлетрясении, не в огне, но в веянии тихого ветра (3 Цар. 19: 11-12). Прямую взаимосвязь мирного духа и спасения подчеркивал святой преподобный Серафим Саровский, который наставлял: «стяжи дух мирен, и тогда тысячи вокруг тебя спасутся». Очень часто мы проявляем недовольство людьми и обстоятельствами, впадаем в гнев и определяем виновными всех, кроме себя. Вместо этого необходимо посмотреть внутрь себя, определить состояние своего духа и постараться примирить его с Богом и ближними.

Живя в свете, полном пороков, отрицательных явлений и эмоций, очень трудно сохранять мир в душе. Но следует помнить, что человеческая гневливость, переходящая в иные грехи, неспособна удовлетворить глубинных потребностей нашего сердца и привести к подлинному успеху. Убив Авеля, Каин оказался обреченным на вечное изгнание, а также перманентный внутренний страх и дискомфорт. Гневливый и раздражительный человек, выплескивающий злобу на окружающих людей, сполна получает ее обратно.

Постараемся в дни Святой Четыредесятницы побороть в себе страсть гнева, прося Господа о том, чтобы тихим прикосновением Своей благодати Он вселил мирный дух в наши сердца. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесённая в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова по окончании великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста, 12 марта 2019 года.


Опубликовано 12.03.2019 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter