Епископ Петергофский Серафим. Высшая форма власти – это самообладание

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Лк 4:31-36), повествующем об изгнании Христом бесовского духа из человека в капернаумской синагоге, особый акцент ставится на власти и силе Сына Божия. В самом начале, когда речь идет о проповеди Спасителя, евангелист Лука указывает, что окружающие «дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Лк 4:32), а затем в конце, находясь под впечатлением от исцеления бесноватого, все они задаются вопросом: «что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?» (Лк 4:36).

Власть и сила – величины, тесно связанные между собой. Власть – это возможность управлять, оказывать воздействие на тот или иной объект, независимо от его желания. Условием власти является сила – то есть способность активно действовать на другого. Власть может находиться только в руках сильного, слабый не может властвовать по определению.

Каждый здравомыслящий человек, живущий в социуме, так или иначе, стремится быть сильным и обладать хотя бы некоторой властью, поскольку это делает его в определенной степени независимым, помогает собрать материальные блага и стать успешным. Однако физическая сила и земная власть не могут дать человеку полноценного счастья, потому что, как и все явления этого мира, они ограничены. Самореализация и глубинное раскрытие человека, природа которого состоит из бессмертной души и тленного тела, лежат в духовной плоскости. Тот, кто служит плоти в ущерб душе – редуцирует заложенный в него Богом потенциал духа, развитие которого способно вывести человека за рамки бренного бытия и дать нечто большее, что превышает возможности материального мира.

Сыну Божию принадлежит абсолютная власть на небе и на земле. Однако из Евангелия мы знаем, что Господь никогда не проявлял земной силы и не использовал человеческой власти. Иисус Христос, Который есть «Царь царствующих и Господь господствующих» (1 Тим 6:15), пришел на землю в простом обличии, чтобы показать отсутствие какой-либо ценности у атрибутов мирского благополучия для вечной жизни. Во Христе многие иудеи хотели увидеть могущественного земного властителя и физически сильного воина, который на земле установит для них свое царство. Но Царство Христа не «от мира сего» (Ин 18:36): оно находится в духовном измерении и созидается в сердце человека. Все, что составляет обычную земную жизнь – непостоянно, изменчиво и конечно: любая человеческая власть может потерпеть крах, экономическое процветание в каждом моменте может смениться кризисом, вместо независимости может прийти неволя. Только Царство Христово сообщает человеку незыблемую власть и силу, и именно здесь достигается полная свобода и подлинное счастье.

В духовном смысле высшая форма власти и силы – это самообладание, то есть способность человека к контролю над собой и самоограничению. Чтобы построить внутри себя Царство Небесное необходимо научиться сдерживать и искоренять грех, не поддаваться с легкостью соблазнам, не идти на поводу у порочных желаний, которые ослабляют и разрушают человека. Спаситель «со властью и силою» призывает нас не порабощаться грехом и скоропреходящими мирскими благами, не позволять злу отнимать у нас духовную свободу, потеря которой делает человека игрушкой в руках дьявола.

Если человек теряет нравственный самоконтроль и не ставит заслон греху, то он рискует оказаться во власти нечистой демонической силы. Беснование, о котором говорится в нынешнем евангельском чтении, есть не что иное, как пребывание человека под сильным воздействием злых духов, что является следствием греховной жизни и отсутствием внутреннего самообладания. Власть злой силы над человеком не всегда проявляется в его неадекватном поведении. Довольно часто, особенно в наше время, человек и общество пленяются грехом и даже сами не понимают, что одержимы дьяволом. Внешне люди не выглядят вызывающе, однако можно представить, что происходит с их душами, если вся их жизнь представляет собой сплошное греховное самовыражение: злоба, ненависть, клевета, обман… Как, если не беснованием, можно назвать то, что сегодня происходит со многими людьми и целыми обществами, которые сознательно удаляют из своих отношений Бога и провозглашают грех нормой?!

Вечная и блаженная жизнь с Богом – это удел духовно сильных людей. Необходимо на земле воспитать свою волю и закалить душу, чтобы вступить на небо. Не стоит разменивать себя на то, что даже в окружающем нас мире имеет лишь относительный характер. Любая человеческая слабость побеждается силой Божией, если мы того искренне желаем. Аминь.

Проповедь епископа Петергофского Серафима, произнесенная за Божественной литургией в домовом храме святых апостолов Петра и Павла при Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова в день 100-летия со дня кончины священномученика Алексея Ставровского, 6 октября 2018 года.


Опубликовано 06.10.2018 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter