Ваше Высокопреосвященство! Ваши Высокопреподобия и Преподобия! Глубокоуважаемые гости Досточтимые профессора и преподаватели! Дорогие студенты! Братья и сестры! Друзья!
Завершение академического года для каждого из нас – ректора, преподавателя и студента – это преодоление еще одного жизненного рубежа. Для одних данная веха является очередным этапом учебного процесса, а для других – это уже окончание продолжительного пути духовного, научного и нравственного формирования и созревания. В целом для Академии – это особый праздничный день, свидетельствующий о достижении поставленной перед нами цели и выполнении определенного ряда задач, а также об успешности нашей миссии. Прямо здесь, перед нами – будущее и настоящее нашей Святой Православной Церкви – в сердцах и душах ее молодых вдохновленных служителей. Сегодня ваши слова и дела становятся для окружающих голосом и деянием Церкви.
Замечательно, что в юном, полном энтузиазма и энергии возрасте все вы, дорогие выпускники, откликнулись на призыв Господа Иисуса Христа, сказавшего своим ученикам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16). Яркие и счастливые годы провели вы в стенах Духовной Академии, приобретя сумму теоретических знаний, практические умения и духовный опыт. Теперь же для вас настал час выходить на ниву и трудиться над урожаем.
Многообразная академическая жизнь представляет собой широкую подготовительную площадку, на которой будущий пастырь – воин Христов учится искусству евангельской стратегии и тактики, бесстрастию и выдержке, владению духовным мечом, но сами битвы еще впереди. Здесь из пазлов каждый из вас должен сложить свою структурную картину веры и бытия во Христе. Безусловно, данная картина во многом схематична, она скорее эскиз, ведь за несколько лет нельзя выявить все богословские и социокультурные тонкости, невозможно получить предписания для решения всех проблем. Однако время учебы в Академии дает вам лучшие образцы духовного, интеллигентного, вдумчивого и заинтересованного отношения к человеку и миру.
За прочными и надежными стенами нашей родной Alma Mater, бережно ограждавшими вас от различных житейских треволнений, вас ожидают увлекательные встречи, открываются новые перспективы и возможности. Сегодня Духовная Академия становится для вас финишем беззаботной и наивной юности и стартом качественно новой – взрослой и ответственной жизни. Вы встаете на путь самостоятельных и серьезных решений, на котором лицом к лицу встретитесь со свободой выбора – великим Божественным даром и, одновременно, большим искушением. В отличие от людей нерелигиозных, верующий человек знает, что по-настоящему он свободен только во Христе, тогда как другие виды свободы зачастую ведут к греху и духовному распаду.
В мировом океане греха и лжи вам будут говорить, что вы – всего лишь мелкий и незначительный элемент, напрасно силящийся помочь человеку в бесконечном саморазвитии и просвещении. И к этому язвительно добавят, что в основе такого романтичного стремления делать мир и условия жизни лучше лежит некая неудовлетворенность самим собой. Подобные суждения являются показателем ментального голода, который испытывает человек эпохи постмодерна. В этой связи хочется привести глубокие слова французского философа и писателя Жан-Поля Сартра: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет ее, как может» и к сему добавить, что ликвидировать этот томящий душевный вакуум можно только при помощи самого Бога. Будьте готовы пойти туда, где вас особенно или даже вовсе не ждут, но где вы очень нужны.
Чтобы реализовать свое призвание пастырь Церкви, как и всякий активный христианин, должен посвятить свои таланты и силы наивысшим установкам. Это значит, что каждый из вас всегда и во всем должен мыслить, коммуницировать и поступать по-христиански.
Что значит, мыслить по-христиански?
Образовательный процесс заключается не только в накоплении определенных сведений и информации, но и в способности мыслить, систематизировать полученные знания и применять их в практической плоскости. Причем важно понимать, что «способность мыслить» сопряжена не только с умением думать, но также и с выбором того, о чем думать. Мы живем в период постулирования абсолютной свободы и плюрализма, но в реальности это лукавый обман. Те, кто сегодня стремятся всецело овладеть умами людей, будучи ведомы «духами злобы поднебесной» (Еф. 6:12), попирают рациональные критерии, законы, системы и даже само достоинство разума. Но ведь именно тысячелетние законы мысли и нравственности являются главными опорами цивилизации, источником взаимного понимания и поддержки. Без этих принципов бушующее море общедоступной информации обескураживает и отвлекает человека. Так называемое «общество знания» перестает быть таковым и становится обществом навязанных взглядов. Вместо нас думают, нас программируют, за нас интерпретируют, еще до того момента, как мы узнали о каком-либо событии. Хитрым путем у нас отбирают инструмент осмысления жизни и поведения – этот базовый элемент не только осознанной экзистенции, но и духовной жизни. Святой преподобный Антоний Великий говорит: «Не те умны, которые изучили изречения и писания древних мудрецов, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло; и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми»[1].
Одна из важных задач христианина, прежде всего, по отношению к самому себе, заключается в генерировании стремления к смыслу, к истине, которая уже есть в каждом из нас, но которую необходимо обнаружить. Подлинное образование призвано развеять нашу самоуверенность в абсолютной правоте наших часто случайных и разрозненных взглядов. Духовное формирование, осуществляемое в Академии, нацелено на помощь студенту в поиске ориентира, единственно правильного пути надлежащего личностного развития. Каждому из вас дана возможность найти ключ истории, отрефлексировать ход мировых событий через осмысливание вечных Божественных критериев, начертанных как в Священном Писании, так и в душе человека. Со всем этим во многом связана и нравственная сторона нашей жизни, поскольку научиться понимать, о чем следует думать – означает научиться понимать, на что нужно обращать внимание, чему необходимо придавать значение и как должно поступать.
Некоторые из вас наряду с пастырским служением посвятят свою жизнь научной и образовательной деятельности. Кроме того, почти всем вам придется вести диалог с деятелями науки, культуры и искусства. Молодой человек, в том числе и священник, постоянно сталкивается с опасностью погружения в мир научных концепций и фактов, поставив это в центр своего бытия. Интеллектуальное развитие не должно отрывать нас от событий реальной жизни, от того, что происходит в нашей душе, от насущных духовных проблем тех, кто нас окружает. Нельзя забывать, что образование и наука – не являются самоцелью; их истинный смысл постигается тогда, когда они служат нашему воссоединению с Творцом, создавшим мир и человека, способного этот мир познавать.
Наша действительность стремительно трансформируется. Ежедневно христианин сталкивается с большим количеством вопросов и вызовов, которые без правильного духовного рассмотрения невозможно преодолеть. Глубокая взвешенная богословская интерпретация происходящего – это то, что поможет найти правильные слова и выстроить уважительный и мериторичный диалог с любым человеком и институцией.
Какой должна быть христианская коммуникация?
Общение представляет собой фундамент межличностных отношений, включая и взаимоотношения человека с Богом. Опыт общения с Творцом вводит человеческий дух в самое возвышенное и окрыленное состояние. Между тем, мы входим в субтильный процесс благодатного богообщения во многом через наши взаимоотношения с окружающими людьми, которые, по слову Христа, должны выстраиваться в соответствии с принципом: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12).
Диалог на таких основах возможен в том случае, если ценится слово и собеседник. В наши дни слова, с одной стороны, теряют свою значимость по причине их большого количества, бессвязности и праздности, а, с другой, все более возрастает значимость качества, посыла и формы слов. Гласность, открытость к разговору, знание культуры и высокий интеллектуальный уровень существенно усиливают весомость и авторитетность слов. Данные правила общения естественно вытекают из христианского взаимоуважения. Человек не оценит то, о чем вы говорите, если не увидит, что вы его цените. Это один из важнейших пастырских постулатов, который всегда надлежит помнить. Во время своего служения вы соприкоснетесь со многими людьми, которые сами не знают, о чем говорят; и вы должны будете не только понять, что они имеют в виду, почему говорят именно так, в чем они правы, а в чем нет, но и учтиво сказать то, что для них будет наиболее полезно и необходимо. Для того чтобы расположить к себе собеседника, пастырю нужно вести себя с ним на равных, а не доминировать над ним.
Парадоксально, но в современную эпоху развитой коммуникации и легкости общения люди как никогда одиноки. Это происходит из-за нехватки качественного общения, которое есть нечто большее, чем передача сообщений и фотоснимков в популярных социальных сетях. Искренние отношения между людьми – это, в первую очередь, общение на языке сердца; этот язык не имеет вербального выражения, его трудно описать, но мы его хорошо ощущаем рядом с дорогими и близкими нам людьми. Именно такое цельное общение человек постоянно ищет в Церкви, именно так он хочет общаться с Богом, и именно такого общения он будет ожидать от вас. Тот же самый трепет, с которым каждый из нас приступает к Святым Таинствам, должен быть присущ священнику, когда он соприкасается с самой тонкой материей – душой человеческой. Однако возможность доверительных отношений напрямую зависит от нашего поведения, эмпатии и конкретных поступков.
Как должно поступать по-христиански?
Жизнь христианина и, тем более, пастыря Церкви – это непрерывная духовная борьба. Она происходит не за какой-либо отдельный народ или государство, это битва за благо всего человечества, в целом, и каждой личности, в частности. Перед нами стоит перфидный и изощренный враг – наша собственная греховная страсть. Порой незаметно и ухищренно грех охватывает наше существо, стараясь свести на нет все наши духовные усилия и предлагая себя в качестве легкого и приятного решения. Человек духовный не должен поддаваться греховной коррозии, не должен искать легких путей. Внутренний рост личности сосредоточен в формуле: оставь временное удовольствие и получишь нечто существенное. Молитва, труд и подвиг являются хорошим способом хранения души от греховного тления и стяжания ценных благодатных даров. В каждого из нас от природы заложено непроизвольное стремление к чистой жизни, но только когда оно претворяется в осознанный выбор, мы способны стать орудием Бога в построении Его Царства.
Во время обучения и в последующем мы призваны искать Господа посредством совершенствования нашего внутреннего человека. Личная история каждого из нас складывается из небольших эпизодов и событий, заключенных в таинственном переживании конкретного момента жизни. Однако уже здесь и сейчас мы находимся в Божественном присутствии, необходимо лишь постараться увидеть то, что на первый взгляд не видно. Христос всегда рядом: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:18-21). Забвение этой евангельской установки приводит к серьезным духовным отклонениям, одним которых является двоедушие – страшный порок для всякого человека, особенно для священника. Лицемерие, то есть фальшь, как правило, не прощают. Собственно, это единственный грех, который Господь Иисус Христос осудил с неимоверной остротой в лице книжников и фарисеев. Мы говорим красиво и верно, но сами, к сожалению, так не поступаем. Старайтесь всегда быть честными! Не бойтесь признаваться в ошибках перед Богом и самими собой, не стесняйтесь обличать себя! Это позволит вам быть цельными и искренними и поможет любить по-настоящему.
Независимо от возраста, священников по факту благодатного рукоположения называют отцами. Стремитесь быть таковыми не по наименованию, а по сути; бойтесь оказаться для окружающих людей «отчимами»; всецело отдавайтесь пастве, дабы быть пастырями, а не «наемниками». Сегодня каждый поступок священника притягивает особое общественное внимание, привлекает объектив камеры, используется для уличения в чем-либо. Ваша задача состоит не только в том, чтобы «не дать повода ищущим повода» (2 Кор. 11:12), но и практически показать, что Нагорная проповедь Христа Спасителя – это не утопия, не произвольные императивы и запреты, но самые совершенные и истинные ориентиры для человеческих поступков.
Следование этим евангельским установкам ведет к подлинному освобождению души. Настоящая духовная свобода коррелируется с сильным желанием и твердым намерением обнаружить в себе то, что заложил в нас Бог, и чем мы являемся по своей сути – носителями и созидателями блага. Каждый день, снова и снова, в самых разных ситуациях творить добро, уметь жертвовать, со вниманием и заботой относиться к ближним. Всякий добрый поступок, даже самый мелкий и незначительный, изменяет мир к лучшему.
Уже завтра вас коснется повседневность священнослужителя. Что она собой представляет? Это постоянная загруженность, сопряженная с поиском баланса между приходом, семьей, богослужением, проповедью, церковными должностными обязанностями. Бывает, что находясь в одном и том же режиме, священник сталкивается с монотонностью и нудностью. В этом случае, среди прочего, важно уметь приучить себя к «искусству обыденной жизни», а именно – к обычным, естественным радостям и простым удовольствиям. Но прежде необходимо стать «героем житейских будней»: каждый день начинать с небольшого доброго поступка, поддержать ласковым словом пришедшего к тебе человека, уделять время и внимание тем, кто в этом нуждается.
В первую очередь нужно стать героем в своей семье. Дети всегда верят в своего отца, они не сомневаются, что он может спасти целый мир и оградить их от любых трудностей. Для каждого пастыря семья – это, действительно, малая Церковь, помогающая ему научиться раскрытию и пониманию человеческих душ. Семейная жизнь для священника – это великолепный дар и непременное испытание. Интеракция внутри семьи, связанная с взаимным сближением, заботой, проявлением тепла и нежности, учит молодого пастыря всегда пребывать в состоянии деятельной любви. Являть обществу пример духовности и добропорядочности – это не просто уважительно и деликатно общаться с окружающими на серьезные темы; это когда, приходя домой, и, видя измотанную житейскими делами супругу, ты понимаешь, что ее следует окружить опекой, вместо того, чтобы лечь на диван или сесть за экран гаджета. С вашей семьи для вас начинается Царство Небесное. Следует внимательно блюсти семейное настроение, ибо оно будет проецироваться вами на всю вашу деятельность.
Служение благу ближнего есть основа пастырского призвания. Спасение каждого из нас зависит от спасения других. Священнику усвоен необычный дар – возможность максимально отдавать себя своим ближним. Трудно постичь тайну пастырской миссии, заключающейся в том, чтобы быть связующим звеном между Богом и людьми. Однако, это то, что должно стать реалией вашей жизни.
От пастыря ждут пример любви, милосердия, правдивости и жертвенности, явить который гораздо труднее, нежели добиться служебного успеха. Это способность посвящать себя другим, но так, чтобы они чувствовали вашу доступность, понимая при этом вашу неотмирность. Совсем скоро вы станете кормчими приходов, которые нужно будет направлять к Божественному свету. Иногда будет казаться, что вверенная вам община слабеет и умаляется. В такой момент не поддавайтесь отчаянию, но помните, что вам дан шанс своей горячей верой вдохновить окружающих.
Дорогие выпускники! Бережно сохраняйте сокровище, которые вы обрели в стенах Духовной Академии. Помните своих учителей, друзей, приятелей и всех, с кем Господь судил вам встретиться по жизни. Случайных встреч не бывает. Не страшитесь ответственности, которая ляжет на ваши плечи вместе с пастырским служением: все, что вы получили за эти годы, станет для вас мощным фундаментом. Знания, умения и навыки мы приобретаем в юности и молодости. Между тем, учиться мы должны всегда, ибо, как известно, совершенство не знает предела.
Разделяя со всеми вами радость сего торжества, оставляю с каждым из вас частицу моего сердца и молитвенно призываю Божие благословение на вас, ваши семьи и грядущие ваши труды. Сложное время требует от нас мудрых действий. Какие бы проблемы общественного и личного плана не затронули вас, не унывайте, но всегда будьте мужественны и бодры и поступайте по слову псалмопевца Давида: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 54:23).
В заключение выпускникам скажу – жаль расставаться с вами!
P.S. Завершаемый сегодня 2018/2019 учебный год был для меня весьма ответственным и насыщенным. Божиим Промыслом, выразившимся в решении Священноначалия, мне было вверено нелегкое служение Ректора. Духовная Академия являет собой вертоград наук, в котором Ректор – вертоградарь, призванный с любовью, рассуждением и всяким тщанием заботиться о Цветах прекрасных, среди которых – розы и крины, нарциссы и анимоны, аурикулы и ясмины. Каждый из них во благовремение надлежит оросить, удобрить, отеплить, по потребе – подрезать и очистить от сорной травы; к каждому из них следует избрать свой способ. Возделывать сей верт – великое и тонкое искусство, постигать которое необходимо протяжением всего времени трудов. Благодарю всех вас за яркие и красивые цвета, душистое благоухание и мягкое осязание, явленные вами в первый год моего ректорства!
Слово Ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии епископа Петергофского Серафима на Торжественном Акте по случаю выпуска и окончания 2018/2019 учебного года, 28 июня 2019 года
[1] Антоний Великий, преп. Наставления о доброй и нравственности и святой жизни в 170-ти главах // Добротолюбие: дополненное. В 5 тт. / В русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. Том I.: Сибирская Благозвонница; Москва; 2010. С. 36.