Главная > Слово Первосвятителя > Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей
Слово Святейшего Патриарха Кирилла на Собрании Предстоятелей Поместных Церквей
22 января 2016 года в Православном центре Константинопольского Патриархата в Шамбези началось Собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей. Со словом к его участникам обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
– Ваше Святейшество, возлюбленный во Христе собрат, Патриарх Варфоломей, Ваши Блаженства и Святейшества! Каждая встреча Предстоятелей Православных Церквей – событие особой важности. Это возможность обменяться мнениями, обсудить волнующие нас проблемы, принять согласованные решения по вопросам общеправославного значения. Но, прежде всего, это возможность вновь почувствовать наше единство, в особенности, когда мы совместно приобщаемся к единой чаше, сознавая, что все мы – одно тело во Христе.
Мы благодарим нашего дорогого собрата, Святейшего Патриарха Варфоломея за инициативу и организацию этой встречи. Собираясь вместе, мы ясно осознаем, что Церковь наша – единая и соборная, что сохранение и укрепление ее единства является первостепенной заботой, которая лежит в основе всего нашего служения. Святой Великий Собор призван стать видимым, ясным, убедительным свидетельством единства Православной Церкви, и мы все понимаем, что Собор сможет стать таковым только если он будет отражать подлинное единомыслие Поместных Православных Церквей. Ради достижения такого единомыслия всем нам предстоит совместно и усиленно трудиться в предсоборный период.
Мы с удовлетворением отмечаем, что озабоченность отсутствием общеправославного признания блаженнейшего митрополита Ростислава, предстоятеля Православной Церкви Чешских земель и Словакии, которую неоднократно выражали, как Московский Патриархат, так и другие церкви, была услышана. Его Блаженство сегодня присутствует среди нас, получив должное признание теперь уже всех Поместных Церквей.
Вместе с тем, мы не можем не замечать и тех проблем, которые пока не позволяют нам говорить о желаемом единомыслии в нашей православной семье.
До сих пор отсутствует полное общение между Антиохийским и Иерусалимским патриархатами. Его восстановление – насущная задача, особенно в то время, когда весь мир с тревогой следит за событиями на Ближнем Востоке. В первую очередь от религиозных общин данного региона люди ждут примера сплоченности, готовности преодолевать разногласия.
Сейчас на Украине насильственным путем захвачено более 30 храмов, еще не менее 10 находятся под угрозой. Раскольники и поддерживающие их националисты выдают это за добровольные переходы верующих в так называемый Киевский Патриархат. На самом деле это самые настоящие бандитские рейдерские захваты. Проводят собрание лиц, не имеющих отношения к общине, затем при помощи местных властей фальсифицируют уставные документы, захватывают храм силами местных боевиков националистов, а общину храма вместе со священником выбрасывают на улицу.
Невозможно представить, чтобы здесь, в Швейцарии, в Греции или в другой европейской стране верующие иной конфессии могли бы прийти в православный храм и принять решение, что теперь этим храмом будут пользоваться они, а на Украине это сейчас реальность. Изгнанные из храмов общины канонической Церкви выигрывают все судебные процессы, суды подтверждают, что захваченная храмовая собственность принадлежит им, но раскольники и их полубандитские вооружённые формирования игнорируют решения судов, защищая захваченное силой.
Наших верующих бьют, наносят им увечья. Совсем недавно в селе Птичье Ровенской области верующих жестоко избили только за то, что они пошли по селу крестным ходом. Кто-то из жертв оказался в больнице. Месяц назад в том же селе раскольники устроили массовое избиение верующих и духовенства, пришедших помолиться в свой храм, а потом блокировали их в церкви, и пять дней морили голодом, холодом и жаждой, отключив воду, тепло и свет. На пятый день пожилым женщинам в храме стало плохо, но бандиты отказались даже пропустить Скорую помощь. Женщину в тяжелом состоянии пришлось вывозить на машине полиции. И это лишь один пример того, до чего может доходить ненависть раскольников к верующим канонической Церкви.
Эти люди сеют зло, сознательно создают межконфессиональный конфликт, раскалывают украинское общество. Совсем недавно один из них публично заявил, что если Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий до сих пор принадлежит к канонической Церкви, то это лишь, потому что не нашлось подходящего орудия пытки, утюга или паяльника. Страшно представить, что было бы, если бы эти бандиты получили каноническую легализацию и влились в нашу среду.
Украинская Православная Церковь, страдающая от раскола, вместе со всей полнотой Русской Церкви, благодарна братским поместным Церквам, в частности, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Болгарской и Польской за молитвы, за поддержку, выраженную в последние месяцы их Предстоятелями и Архипастырями. Святейший Патриарх Сербский Ириней совершенно верно написал мне об украинских раскольниках: «Эти люди относятся к православию только по имени». Далее цитата: «Их презрение к нормам христианской морали, готовность ненавидеть, лгать и проливать кровь есть живое тому свидетельство», – конец цитаты. Для таких людей есть лишь один путь в Церковь – через покаяние. Нас спрашивают, почему мы не хотим с ними объединяться? Требуют начинать диалог, едва ли не на равных, но какое может быть согласие между Христом и Велиаром?
Православный народ Украины по-прежнему поддерживает каноническую Церковь. Последний крестный ход наших верующих в Киеве в день празднования Святаго князя Владимира собрал десятки тысяч людей, по некоторым подсчетам, около ста тысяч. Я верю в будущую Украинскую Православную Церковь. Ее верующие едины в своем осуждении раскола. Насилие и зло лишь укрепляют их в подвиге любви и веры.
Нынешнее наше собрание является вторым за последние два года. Думаю, все мы согласимся, что процесс подготовки Великого Собора заметно активизировался в последнее время. Вместе с тем постараемся дать объективную оценку той работе, которая была проведена за время, прошедшее с дня Собрания Предстоятелей в 2014 году. Необходимо признать, что весьма многое из намеченного нами оказалось впоследствии не выполненным в рамках специальной Межправославной комиссии и V Всеправославного Предсоборного Совещания.
Нет никаких непреодолимых препятствий к достижению согласия по любым вопросам общеправославной повестки дня, при условии равного уважения к мнению каждой Поместной Церкви, даже самой небольшой по количеству верующих. Считаю, что документ «Календарный вопрос» должен быть непременно пересмотрен в рамках дальнейшей подготовки в Святому Великому Собору, ведь центральный для документа вопрос перехода на новую пасхалию, или, как сказано в нем, более точного определения даты Пасхи, в настоящее время совершенно не является актуальным для Православной Церкви и может посеять лишь смуту среди многих верующих, и посеет ее немедленно.
Не меньшую озабоченность вызывает состояние документа «О препятствии к браку». Как воспримут наши верующие и внешний мир документ, в котором будет лишь сухой и содержащий, к тому же, ошибки, перечень препятствий к заключению церковного брака? И никак не отражена позиция Церкви по настоящим, действительно актуальным проблемам, с которыми сталкивается институт семьи в современном мире.
Считаю исключительно важным, чтобы в рамках Предсоборного процесса получила свое развитие разработка темы автокефалии и способ ее провозглашения, и документ был вынесен на Собор. Это хотя бы потому необходимо, что текст, по существу, давно уже согласован, принято принципиальное и единогласное решение, что провозглашение новой автокефальной церкви должно быть делом общеправославного значения и должно включать в себя достижение консенсуса Поместных Церквей в каждом отдельном случае.
По теме «Православная диаспора» наша Церковь уже неоднократно высказывала беспокойство в связи с отсутствием подготовленного проекта Соборного определения.
Наконец, нам предстоит совместно обсудить еще один вопрос – о месте проведения Собора. Этот вопрос поднимался уже в письме Святейшего Патриарха Сербского Иринея. Как мы видим, вопросы нам предстоит еще совместно решить, для того чтобы сделать возможным созыв Великого Святого Собора Православной Церкви.
Уверен, что действительная причина того, что многие документы до сих пор остаются несогласованным, отнюдь не в наличии противоположных мнений у разных Церквей, а в неэффективной методологии подготовки Собора. Более того, если мы хотим, чтобы Соборные постановления действительно были восприняты народом божиим, мы должны сделать обсуждение проектов документов открытым.
В Русской Православной Церкви уже более пяти лет эффективно действует подобный механизм. Принятию нашим Архиерейским Собором документов предшествует продолжительная дискуссия по их проектам в рамках специального органа, Межсоборного Присутствия, в состав которого входят, как архиереи, так и клирики, и миряне. Благодаря публикации проектов документов, свою позицию может высказать любой заинтересованный член Церкви. Полагаю, что именно так, открыто, должна впредь проходить подготовка Собора, если мы действительно заинтересованы в его успешном проведении.
Иной раз приходится слышать, что публикация проектов соборных документов может якобы посеять смуту и разделение в православном народе и привести даже к отмене Святого Великого Собора – это совершенно напрасные и ничем не обоснованные опасения. Те критические настроения, которые встречаются в церковном народе по отношению к Предсоборному процессу и вызывают беспокойство у некоторых его участников, в действительности вызваны именно закрытым характером подготовки Собора.
Неудивительно, что перспектива проведения столь значимого события – Всеправославного Собора – вызывает у верующих живой интерес, как и то, что нами же созданный искусственно дефицит достоверной информации вызывает подозрение. Уверен, что давно назревшая публикация проектов соборных документов и возможность свободной по ним дискуссии не только не воспрепятствует проведению Собора, но покажет нам и всему миру подлинно соборный характер нашей Церкви, способствуя укреплению всеправославного единства.
Да поможет нам Господь в наших совместных трудах во благо Святой Православной Церкви, в преодолении всех трудностей, возникающих на нашем пути к ее Великому и Святому Собору.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / Православие и мир
В Воскресении же Христовом явлена в полноте любовь Божия, ибо преодо-
лена, наконец, смерть — последний рубеж, отчуждавший чело-
века от истинного Источника жизни. И хотя физическая смерть существует и убивает человеческие тела, она более не способна убивать наши души, то есть лишать нас жизни вечной в общении с Творцом. Смерть повержена — ее жало вырвано (1 Кор. 15:55). Пленил плен Господь (Еф. 4:8) и низложил ад. У Бога не остается бессильным никакое слово (Лк. 1:37) — воистину Он воскрес, как сказал (Мф. 28:6)!
Разделяя со всеми вами радость настоящего тор-
жества, дорогие выпускники, призываю Божие благословение на ваши последующие труды. Непростые времена требуют от вас непростых решений. Церковь — это Божественная обитель, где больные стараются выздороветь, и Всемогущий Врач утешает всех Своим присутствием. Какие бы общественные и личные болезни не охватили вас и паству, направьте свое доверие Богу. И Он даст вам надлежащую помощь.
Воистину Воскресе!
Рекомендательное письмо (или характеристика) на абитуриента, поступающего в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, оформляется на официальном бланке, заверяется подписью приходского священника (духовника) и печатью храма.
Структура и содержание документа следующее:
В рекомендательном письме должен быть освещен следующий стандартный набор вопросов:
Дата и место рождения.
Где (храм, епархия) и когда принял таинство Крещения.
ФИО, место работы и профессия родителей.
Отметить наличие полного среднего образования, среднего профессионального или высшего образования. (название учебного заведения (светского и духовного), дата окончания). Указать данные о работе (организация, профессия, период) (если имеются).
Указать подробные сведения о прохождении церковного послушания (храм, епархия, в качестве кого нёс послушание, какой период) до поступления в Духовную школу.
Соблюдение церковных постов и регулярность причащения Святых Христовых Тайн.
Мотивационное отношение и искренность намерения абитуриента в будущем нести послушание на благо Русской Православной Церкви?
Описание характера абитуриента, его основные достоинства и качества.
Каков интеллектуальный потенциал и способности абитуриента.
Подходы абитуриента к учёбе (мотивация, логика, ответственность).
Данные об индивидуальных достижениях.
Заключение приходского священника (духовника) о выдаче абитуриенту рекомендательного письма для поступления в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Объём рекомендательного письма может составлять одну страницу А4, 11-ым или 12-ым шрифтом.
В самом низу размещается информация о приходском священнике (духовнике) (ФИО, сан, подпись). Рекомендательное письмо обязательно заверяется печатью храма.
С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии
14.05.2018
Полис ДМС (добровольного медицинского страхования) Вы приобретете в г. Санкт-Петербурге в случае Вашего поступления на обучение в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Сроки приема документов для поступления на обучение по образовательным программам бакалавриата богословско-пастырского факультета Санкт-Петербургской Духовной Академии в 2018 году установлены с 20 июня по 7 июля. Вам необходимо, прежде всего, в установленные Правилами приема сроки (т.е. до 7 июля) представить в Приемную комиссию все необходимые документы до начала вступительных испытаний, чтобы Вас зарегистрировать.
Для абитуриентов, проживающим в регионах или по какой-либо причине не имеющим возможности лично приехать в Академию для подачи документов в установленные сроки, существуют следующие способы подачи документов:
Документы могут быть направлены в Академию через операторов почтовой связи общего пользования (по адресу: 191167, РФ, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного Канала, д. 17, Приемная комиссия).
Есть возможность направить документы в электронной форме (в отсканированном виде с необходимыми подписями) на электронный адрес Приемной комиссии СПбДА: priem_spbda@bk.ru.
Если Вы планируете направлять документы в электронной форме (до 7 июля), то по прибытии в расположение Духовной Академии на вступительные экзамены Вам необходимо предоставить в Приемную комиссию оригиналы всех присланных ранее документов.
Да, заезд абитуриентов в расположение Санкт-Петербургской Духовной Академии осуществляется накануне за день до начала вступительных испытаний. В период вступительных экзаменов для всех абитуриентов предоставляется бесплатное проживание и питание в стенах Духовной Академии.
С уважением,
Приемная комиссия Духовной Академии
14.05.2018