Необыкновенно насыщенным стал богослужебный день 30 апреля 2016 года в стенах Санкт-Петербургской Духовной Академии. В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова были совершены Часы, изобразительны, вечерня Великой Субботы в соединении с Литургией святителя Василия Великого. Также в Успенском храме Академии по традиции древней Церкви было совершено Таинство крещения.
Архив за месяц: Апрель 2016
Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Пастернак полагал, что деревья вместе с нами в час выноса Плащаницы хоронят Бога. Так ли это?
Ныне мы не вспоминаем, нет, мы переживаем, мы участвуем в тех страшных моментах жизни Господа Иисуса Христа. И потому сердца наши наполняются непередаваемой тишиной, все наше существо приходит в особый трепет, ведь мы прикасаемся к величайшим страданиям, а вместе с тем – к необъемлемой Любви, к непознаваемой тайне смерти Господа, к тайне нашего спасения.
Погребение Господа Иосифом и Никодимом, сошествие Божественного Спасителя во ад – центральные события этого богослужения. Скорбя и сопереживая Пречистой Матери и ученикам Христа, Святая Церковь в молчании и трепете готовится к скорому торжеству, напоминая нам, что мрачные обители ада уже сокрушились, будучи не в силах удержать сошедшую в них Жизнь.
Он согласился быть распятым, но не распять, Он согласился мучиться, а не мучить, Он старался убедить, а не идти путем насилия, Он пошел на Крест и оставил с одеждами земное – земному, а не совершил наступательной войны в попытке поработить волю людей.
В день Страстной Пятницы по церковному Уставу не положено совершение Литургии в знак великой скорби о распятии Господа. На богослужениях – царских часах, изобразительных, малом повечерии, вечерни и утрене – вновь вспоминаются события, произошедшие на Голгофе, а затем – погребение Господа Иисуса Христа. На вечерне на средину храмов выносится Плащаница – изображение умершего Спасителя.
Напряженная струна нашего переживания последних часов жизни Христа не рвется, но разрешается в густую, насыщенную и нисколько не гнетущую тишину дня погребения, когда приходит время умолкнуть всякой плоти. Приходит время умолкнуть каждому из нас.
Погрязшие в эгоизме мы не умеем по-настоящему сострадать. Но Христос не осуждает нас. Пока мы живы, пока бьется наше сердце, Он призывает нас вернуться к Нему, призывает после каждого нашего падения. Мы должны помнить, что не имеем никакого права роптать, так как наши страдания ничто по сравнению с голгофской мукой, которую претерпел за нас Христос.
Эта служба – особенная, как и все службы текущей недели, недели, каждый день которой – Великий. Церковь вспоминает и заново проживает события двухтысячелетней давности – события последних дней жизни Спасителя.
Пример Иуды, дорогие братья и сестры, это горькое напоминание нам о том, кто мы есть. Наша жизнь в Церкви начинается так же, как и у апостолов, и в том числе, как и у Искариота. Господь призывает нас, доверяет нам, дает нам почувствовать Его Царство в своем сердце. Но как часто мы при этом остаемся двуличными, не хотим меняться, пытаемся удержаться за свои привычки и пороки, пытаемся научиться совмещать несовместимое.
Среди дней Страстной седмицы Великий Четверг занимает особое место: сегодня Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа с Его учениками, установление Таинства Евхаристии. По благочестивой традиции в этот день все учащиеся Духовной школы причащались Святых Христовых Таин. Также за Литургией был рукоположен во священника аспирант Академии.
В Великий Четверг мы вспоминаем Тайную вечерю, последнюю трапезу Иисуса Христа с учениками перед Его страданиями и смертью. Вот уже на протяжении более двух тысяч лет мы прославляем это Таинство, дарующее нам Великую Радость и Вечную Жизнь. Но в то же время в этот день мы вспоминаем о человеческой подлости, предательстве Иуды, о страданиях Христа и начале Его восхождения на Голгофу. Все это отражается в богослужебных текстах Великого Четверга.
Эта неделя — Страстная по церковному календарю Русской православной церкви, заканчивается главным христианским праздником — Пасхой. О том, чем живет встречающая ее Церковь, как спорит с недругами и ведет диалог с вопрошающими, наш разговор с одним из главных ее официальных спикеров, главой Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимиром Легойдой.
«Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» (1 Тим 2:5-6) – вот образец подлинного человечества, соответствующего замыслу Творца. Соединяясь со Христом в Таинстве Святой Евхаристии, мы обновляемся, очищаемся и освящаемся. И посредством этой великой Тайны становимся все более и более способными к жизни в Нем и Им. Без Него человек становится исчадьем ада, порождением бездны, с Ним – чадом Божиим и гражданином Неба.
В начале этого года Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) заявила, что намерена усилить в своих учреждениях борьбу с общинами радикальных мусульман — тюремными джамаатами. Эксперты Российского института стратегических исследований даже призывали создать отдельные зоны для исламистов, дабы лишить их возможности вербовать в свои ряды неофитов из числа заключенных.
Святая Церковь молитвенно приближается к переживанию последних дней земной жизни Иисуса Христа и Его Крестных страданий, вспоминая два евангельских события: покаяние грешной жены, возлившей миро на ноги Иисусовы и злой замысел Иуды, предающего своего Учителя. В этот день, Великую среду, последний раз в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, также по традиции Духовной Академии совершается чин общей исповеди.
Как соотносятся темы и образы стихотворений Каменоостровского цикла с богослужениями Страстной недели? Какие еще произведения примыкают к этому циклу? Почему для Пушкина так важны темы покаяния и личностной свободы?
Вся беда Иуды в том, что он надеялся навязать Христу свою схему жизни.
Со времен Евангельских событий человечество не знает имени более позорного и низкого, чем имя Иуды Искариота. Историю о том, как один из ближайших учеников Христа за тридцать сребреников предал своего Божественного Учителя на распятие, знают сегодня даже люди, ни разу в жизни не читавшие Библию. Но у тех, кто читал Евангельский рассказ о предательстве Иуды, неизбежно возникает ряд вопросов. Поступки Иуды поражают какой-то удивительной внутренней непоследовательностью. Ведь даже в предательстве должна быть определенная логика. А то, что сделал Иуда, настолько противоречиво и бессмысленно, что не укладывается даже в логику предательства.
Мы вспоминаем чернобыльскую катастрофу в дни Страстной седмицы, в преддверии празднования Святой Пасхи, когда умы и сердца верующих обращены к искупительному подвигу Спасителя. Своими крестными страданиями и смертью Христос явил людям идеал совершенной любви, призвал каждого из нас следовать Его примеру в отношениях друг с другом: терпеть, прощать, сострадать, жертвовать собой ради ближнего и любить.