Священник Матти Валлгрен: Мы – форпост Восточного христианства на Западе

Священник Матти Валлгрен

Так или иначе, мы всегда должны быть очень сильными. Даже если в нашей действительности нет прямых гонений, необходимость борьбы в ином виде, преимущественно духовном, идеологическом, присутствует всегда. Искренне верить в Христа и Его Церковь – вот то, к чему мы призваны в западном секулярном мире. Наша вера – наша борьба, иначе это не было бы несением креста Христова. Мой преподаватель из Нью-Йорка, отец Том Хопко, сказал мне после рукоположения: «Отец Мэтью! Помните, что несение креста всегда является борьбой. Но Вы и должны бороться, потому что Вас избрал Бог».

Здравствуйте, отец Матти, мы очень рады приветствовать Вас в Петербурге, в Санкт-Петербургской православной духовной академии! Это особенно отрадно и очень интересно, когда предоставляется возможность пообщаться с православным человеком из западного мира, тем более со священнослужителем. Для нас это очень важное событие еще и потому, что очередной номер нашего академического журнала посвящен теме священства. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о том пути, который привел Вас к священническому служению? 

Здравствуйте! Конечно же, я буду очень рад рассказать Вам о себе. Моя прошлая профессия – учитель. Педагогическое образование я получил в Швеции. До 30 лет я особо никак не участвовал в церковной жизни, но после начал принимать в ней самое активное участие – начал петь и читать в храме. А если вы активны в церковной жизни, то вполне нормально и естественно, что вы станете изучать богословие. Для меня это было особенно актуально, потому что я хотел не только хорошо знать Православие, но и преподавать его, так как в нашей стране каждый ребенок имеет право изучать свою религию, даже мусульманство. Таким образом, в 1996 году я поступил в Университет Йоэнсуу (Joensuun Yliopisto)  в восточной Финляндии – единственное учебное заведение в нашей стране, где вы можете изучить православное богословие. Там я обучался в течение 5 лет. Работал в Хельсинки и учился в Йоэнсуу. Там же я хотел продолжить и свои дальнейшие научные исследования, защитить магистерскую диссертацию, но уехал в Америку и поступил в Нью-Йоркскую православную духовную семинарию имени св. благоверного князя Владимира. Через 2 года я получил степень магистра богословия. Это был длинный путь – в молодости, живя мирской жизнью, я почти не участвовал в жизни Церкви, затем, в более взрослом возрасте, я стал ходить в церковь, интересоваться церковной жизнью, стал участвовать в богослужениях, изучать богословие. Постепенно, очень медленно ко мне приходила мысль о том, чтобы стать священником. После того как в 2003 году я получил высшее богословское образование, наш епископ спросил меня, не хотел бы я стать диаконом.  Помолившись, посоветовавшись с духовником и со своим отцом (моя мать к тому времени уже скончалась), я согласился. Я был рукоположен в диакона 1 сентября того же года, в день церковного новолетия (Финляндская Православная Церковь живет по григорианскому календарю). Через некоторое время я стал священником. Таким образом, путь к священству – это не быстрая дорога, вы никогда не сможете очень легко стать настоящим священником. Вы должны дорасти до определенного уровня, осознать всю важность и ответственность этого служения, прежде чем стать священником. Быть священником – не просто носить красивую одежду и служить Литургию. Священник – слуга Бога и людей, он несет крест, который очень и очень тяжел.

Священник Матти Валлгрен

Вы рассказали о том, как стали священником. А какие внутренние переживания побудили Вас к священническому служению?

Любовь к Богу и к нашей Церкви. Я очень люблю нашу Церковь. В хорошем смысле этого слова, я очень горжусь тем, что я православный. Моя идея – служить людям, будучи для них тем, кем и должен быть священник. Христос, взявший на Свои плечи заботу о всей Вселенной, отдавший Жизнь ради нашего спасения, – вот образ, к которому должен стремиться священник. Конечно, вы никогда не сможете быть как Христос, потому что мы – грешные люди, а Он – безгрешный Богочеловек. Но для нас достаточно быть с Христом, нести данный нам крест, быть в Церкви в условиях окружающего нас секулярного мира, что особенно характерно для Западной Европы. Нам необходимо непрестанно искать и стремиться сохранить сокровище, драгоценный жемчуг веры. В тропаре святому князю Владимиру, в его английском переводе, есть очень красивые слова: «Oh, holy prince Vladimir, you were like the merchant in search of fine pearls, you were looking for fine pearls…» По-русски это звучит так: «O святой принц Владимир! Ты стал подобен торговцу, ищущему прекрасный жемчуг, ты искал этот прекрасный жемчуг». Это похоже на аукцион: он искал драгоценный жемчуг и нашел его, обретя православную веру. Вы знаете историю, произошедшую с княжескими послами в Константинополе. Они сказали, что побывали на небесах. Я согласен с ними: находясь в церкви, я ощущаю себя на небесах. И когда я выбираю, быть ли на небесах или нет, я, конечно же, выберу небеса, и тому есть веская  причина. Это результат моего внутреннего поиска, поиска вечного королевства. Моя вера и любовь к Церкви – вот те внутренние причины, по которым я осознанно и по собственному желанию стал священником.

– Насколько мы понимаем, Вы в православной вере с самого детства?

Да, совершенно верно. Моя покойная мать всегда была православной, а мой отец, также ныне покойный, принял православие уже в пожилом возрасте.

– Расскажите, пожалуйста, каково это – быть православным священником в Вашей стране, в Западной Европе, где общество очень секуляризовано. Как к Вам относятся?   

Священник Матти Валлгрен

Ну, что можно сказать здесь? В Финляндии мы, православные, находимся в меньшинстве. Нас примерно один процент. И в этом западном протестантском мире, причем очень светском, секуляризованном, мы несем в руках восточные хоругви, восточные иконы, мы – форпост Восточного христианства на Западе. Таким образом, наш удел – быть твердыми и непреклонными борцами за православную веру. Иногда нас называют «кровавыми русскими». В финском языке «кровавый русский» – крайне оскорбительное ругательство. Однажды меня назвали так в моем родном городе. Я говорил по-русски с одной леди, и тут кто-то подошел и сказал мне, что он тоже ходит в церковь, но никогда не пойдет в эту «кровавую» российскую Церковь, на что я ответил ему: «Я – священник в Российской Церкви, каково это?!»

Так или иначе, мы всегда должны быть очень сильными. Даже если в нашей действительности нет прямых гонений, необходимость борьбы в ином виде, преимущественно духовном, идеологическом, присутствует всегда. Искренне верить в Христа и Его Церковь – вот то, к чему мы призваны в западном секулярном мире. В Финляндии дело обстоит еще не так плохо. Есть намного худшие примеры в Европе: Швеция, Англия, Франция. Чешская Республика полностью секуляризована. В финском обществе еще сохраняется вера, она – как часть души нашего народа. Но это – борьба. Хотя вера и должна быть борьбой, иначе это не было бы несением креста Христова. Мой преподаватель из Нью-Йорка, отец Том Хопко, сказал мне после рукоположения: «Отец Мэтью! Помните, что несение креста всегда является борьбой. Но Вы и должны бороться, потому что Вас избрал Бог».

У меня есть много хороших друзей – православных священников. Κοινωνία (греч. – общество) – очень важно для нас. Мои друзья оказывают мне большую помощь. Я живу в западной части Финляндии, недалеко от морского побережья, вблизи со шведской границей, и в моем приходе я единственный священник. Хотя иногда мне помогает священник из соседнего прихода. Таким образом, на нашем приходе «полтора» священника. А территория огромная. Каждый год я накатываю на автомобиле по 45 000 км. Поэтому другие священники – большая помощь. Наша епархия, Оулу, самая северная епархия Финляндии, состоит она из 5 приходов.

– Сколько времени продолжался Ваш визит в Петербург, в Санкт-Петербургскую духовную академию? Чем Вы здесь занимались? Понравилось ли Вам здесь? 

Я пробыл здесь 3 недели – это время, которое предоставил мне для этой поездки мой епископ. Мне здесь очень нравится, я удивлен дружелюбию окружающих меня людей. Направляясь сюда, я опасался, что кто-нибудь будет слишком критично отзываться о Финляндской Православной Церкви ввиду существующих разногласий по некоторым вопросам, в частности, по поводу церковного календаря. Но никто, ни один человек, ничего подобного не высказывал. Я очень счастлив – здесь я нашел хороших друзей, за эти три недели увидел немало замечательных вещей. Принимал участие в богослужениях, которые очень длинные, я бы сказал. У нас нет таких долгих служб. Конечно, архиерейская служба предполагает большую продолжительность, чем обычная. Я служу с епископом 2-3 раза в год, а здесь это постоянно! Мои ноги очень устали. Но, так или иначе, все замечательно. Я очень счастлив, что получил возможность приехать сюда. И я считаю, что здесь у меня было хоть и краткое, но очень хорошее обучение, несмотря на то, что мне еще пока трудно говорить на русском языке.

– Расскажите, пожалуйста, о своих интеллектуальных предпочтениях, какие книги читаете и любите, какую слушаете музыку?

Что касается чтения, то я всегда стараюсь читать богословскую литературу.  Потому что, получив богословское образование, вы не должны останавливаться на достигнутом,  вы должны учиться дальше. На моем столе всегда есть как минимум одна богословская книга, которую я читаю. Что касается светской литературы, то я читал много разных произведений различных авторов и жанров, как на русском языке, так и на финском. Не могу сказать, что у меня есть какие-то особенные предпочтения. Много времени я посвятил чтению произведений известных русских писателей. Достоевский очень сложен – раза три я пытался прочитать «Братьев Карамазовых», но это очень сложно для меня. А так – я всегда что-нибудь читаю.

Музыка? Я очень люблю джаз. Не современный джаз, а больше классический. Дома у меня есть замечательный проигрыватель. Джаз и блюз – моя вечерняя музыка. Я очень люблю джаз и могу слушать его часами. Мне симпатична опера. Также мне очень нравится народная музыка Балкан, например. Каждый год я бываю в Сербии. Мне нравится их национальная народная музыка. Я положительно и открыто отношусь ко многим видам музыкального искусства, но не переношу рэп и heavy-metal.

– А как в общих чертах проходит Ваш обычный рабочий день? С каким настроением Вы просыпаетесь, чем занимаетесь в течение дня?

Просыпаясь, я думаю о том, как я люблю спать (смеется). Иногда действительно приходится вставать очень рано. Я живу в 60 км от церкви в небольшой деревне. Поэтому если мне надо ехать на Литургию, то я просыпаюсь очень рано, хотя и в другие дни я обычно встаю около 8 или 9 часов.

Обычно у меня немало работы в офисе. К сожалению, должность настоятеля подразумевает большое количество работы с различными бумагами, что не особо приятно. Писать приходится много – и письма, и статьи в газеты. Также постоянно проходят различные встречи с людьми, и, конечно же, богослужения. На нашем приходе богослужения бывают каждый день, и это необычно для Финляндии. Также приходится много путешествовать. Кроме того, у меня есть особые поручения и послушания в Финляндской Церкви. Я знаю, что в Русской Церкви не приветствуется экуменизм, но у нас есть Финский экуменический совет, и, по поручению Церкви, я являюсь главой регионального отделения этого совета. Но экуменизм не означает, что мы пытаемся изменить Православию – мы обсуждаем некоторые вопросы, которые нас объединяют. Например, полемика с атеизмом и противодействие секуляризации. Это очень серьезная проблема.

Священник Матти Валлгрен

Также я ответственен за работу английской версии наших сайтов, так как я один из немногих, учившихся в Соединенных Штатах. Я выступаю на радио. Раз в две недели Финская Радиовещательная корпорация транслирует воскресную Литургию, также почти каждую неделю я говорю на радио проповедь. Я читаю проповеди не только на финском, но и на шведском языке, потому что долгое время жил в Швеции и неплохо говорю по-шведски. Вот такая международная работа на трех языках. У меня много различных обязанностей, и поэтому каждый день отличается от предыдущего.

– Есть ли у Вас выходные при таком графике работы?

Ну, конечно же, у нас есть отпуск, есть свободные дни – иначе можно сойти с ума. Мой любимый отдых – дома перед камином. Я сижу в окружении моих котов и слушаю любимую джазовую музыку. Или провожу время с моими друзьями. У меня много хороших друзей, они приезжают ко мне – в мой красивый большой деревенский дом, которому около 250 лет. Я люблю старые вещи, наверное, потому что я и сам уже стар (смеется).

– Вы упоминали о том, что владеете несколькими языками…

Да, я говорю на нескольких языках. Во многом благодаря тому, что мой родной язык, финский, очень малораспространенный. В большом мире не прожить, владея только финским языком. Мы должны знать другие языки. Английский язык – первый иностранный язык, который я изучил. А шведский язык для нас как второй национальный. То есть, помимо родного, у нас в стране еще два национальных языка. Все школьники должны уметь читать на шведском и английском языках. Когда я учился в гимназии, дополнительно изучал немецкий и русский, а когда поступил в университет – чешский. Кроме того, у меня есть родственники в Польше, ребенком я там не раз бывал, они приезжали к нам в гости – поэтому у меня есть базовые знания и польского языка тоже.  Каждый год я посещаю Сербию и таким образом изучаю сербский язык. В университете Хельсинки я изучил испанский, а также эстонский – он понравился мне своей схожестью с финским.  Не всеми языками я владею одинаково хорошо (например, мой русский намного хуже, чем английский), но все эти 10 языков я, по крайней мере, понимаю.

– Как же Вам удалось изучить эти языки? Не поделитесь секретом?

Как я изучал языки? Мне сложно дать универсальный совет – все мы очень разные и в разных ситуациях находимся. Что касается меня, то я 8 лет прожил в Швеции, 2 года в Америке, 2 года в Чешской Республике. Таким образом, 12 лет своей жизни я провел за границей. Это очень важно. Благодаря этому я очень открыт к различным формам диалога с разными людьми на разных языках, со мной легко говорить. Я не боюсь делать ошибки, я могу говорить, активно используя жесты, если моему собеседнику трудно меня понять. Так я и учусь – во-первых, слушая речь, общаясь. Но если вы хотите хорошо овладеть языком, то придется особо учить и грамматику, вы должны изучать язык.

Изучение языков – интерес всей моей жизни. Чтение, музыка – также мое хобби, но особое увлечение – языки и путешествия. Я очень люблю путешествовать. И я много путешествую. В этом году, например, я был на Карибских островах, во Франции и в Португалии. В ближайшее время собираюсь в Болгарию, а  в феврале – на неделю в Италию. Я очень люблю путешествовать.

– Как Вы организовываете процесс изучения языка? Необходимы ли ежедневные занятия?

Трудно сказать определенно – обстоятельства всегда различны. Когда я изучал испанский, занятия у меня были один раз в неделю. Это не очень хорошо. Шведский язык я изучил во многом благодаря тому, что жил в Швеции и действительно изучал язык очень интенсивно. Английский – как кусок пирога, он не сложный. Чешский язык я учил как сумасшедший. Не могу указать такой способ или систему, которая подошла бы для каждого случая. Каждый язык – отдельная история. Но могу отметить, что, желая изучить язык, вы должны говорить. Говорить, говорить, говорить. Говорите и не бойтесь. Это – стопроцентно верный путь. Не бойтесь делать ошибки. Хотя лично я боюсь говорить на русском.

– Ваше служение очень нелегкое и требует немало сил и эмоций. Расскажите, пожалуйста, откуда или в чем Вы черпаете вдохновение?

У меня есть книга, которая очень дорога для меня и которая дает мне это вдохновение. Эту книгу я прочитал много раз. Я уверен, что Вы знаете ее. Это «Маленький принц» Экзюпери. Здесь все: и вдохновение, и философия, и пример того, как вести себя с людьми, как с ними говорить, что в жизни важно, а что не очень. Эта книга очень близка моему сердцу. Там есть такая замечательная фраза. Помните, когда Маленький Принц, знакомясь с лисенком, спрашивает его, что значит «приручить тебя»? А лисенок отвечает: «Это означает, что когда ты приезжаешь, скажем, в 4 часа, то уже в 3 часа я начинаю чувствовать себя счастливым». Это ли не красиво? Старайтесь быть такими в отношениях с людьми – подходить к ним мягко и с любовью, с пониманием и доступностью. В этих словах и во всей этой книге много мудрости.

Если же говорить о тех, кто является для меня вдохновляющим примером духовной жизни, то я не могу сказать конкретно. Среди святых, которые мне особенно дороги, – святая Ксения Петербургская.  Я люблю наших святых, нашу Церковь. Многие из святых вдохновляют меня своим примером. Такой человек есть и среди моих друзей – священник о. Хейкки. Он мне как наставник и духовный отец. Под его руководством я делал первые шаги на пути к священству. Он мой хороший друг и наставник во всем, что касается священнического служения.

–  Завершая нашу беседу, хотелось бы попросить Вас дать нашим студентам, будущим священнослужителям, и нашим читателям несколько простых практичных советов, которые пригодились бы в повседневной жизни, в будущем служении… 

Что посоветовать?! Ну, во-первых, очень прилежно учиться. Учиться и учиться. И, конечно же, посещать церковь, деятельно и по-настоящему участвовать в церковной жизни, в таинствах. Быть открытыми миру, различным людям и мнениям. Не удовлетворяйтесь исключительно собственными достижениями. Не думайте, что если вы носите подрясник или рясу, то чем-то превосходите окружающих вас людей. Мы – ничто, мы – слуги Бога. Становясь священниками, не думайте о себе слишком много, напротив,  старайтесь больше смиряться.

И еще не планируйте свою жизнь. Некоторые люди говорят: «Когда мне будет 25 лет, я сделаю это. А когда мне будет 26 лет, я сделаю то». Не стоит! Вы не можете знать ничего о своей дальнейшей жизни. Живите и позвольте Богу указывать вам путь! Не нужно строить много планов. Бог знает все о вас, и у Него есть много различных интереснейших идей, как устроить вашу жизнь, более интересных и полезных, чем ваши собственные.

Учитесь, упорно трудитесь, живите в Церкви, молитесь, будьте скромными. Не планируйте свою жизнь – позвольте это Богу. И это все, что я могу посоветовать всем вам здесь и сейчас.


Опубликовано 26.11.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter