По благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Смоленская Православная Духовная Семинария получила лицензию на реализацию Государственного стандарта «Теология» и с 2009-2010 учебного года приступила к его реализации. В этой связи наметились определенные проблемы и перспективы развития духовной школы.
Методологическая часть
При подготовке семинарии к государственному лицензированию и аккредитации был изучен как отечественный, так и зарубежный опыт духовного образования. Изучение многообразного опыта аккредитованных богословских школ показало, что на привычной семинарской методологической основе высшее учебное заведение построить невозможно.
В семинариях традиционно высока недельная лекционная нагрузка: шестидневная рабочая неделя по 3-4 пары в день (всего 40-45 часов). Методологически это соответствует требованиям среднего специального учебного заведения (техникума), где студент осваивает базовый минимум путем конспектирования и заучивания лекций. Регламентированное время для самоподготовки в семинариях, как правило, составляет 2-3 часа в день (этот норматив был взят из распорядка дня военного училища). В соответствии с этим выстраивается весь учебно-воспитательский процесс: занятия, послушания (нередко послушания во время занятий), самоподготовка, вечернее богослужение, ужин, отбой. Эта система имеет свою педагогическую цель – лишить студента (курсанта, семинариста) свободного времени, и, как следствие, возможности нарушить дисциплину. Объём получаемых знаний при этом чаще всего остаётся в рамках заученного конспекта.
Для высшего учебного заведения такой подход неприемлем. Студент на лекции должен получать не готовый, переработанный кем-то материал, а введение в проблематику и тему вопроса, направление для дальнейшего самостоятельного углубления знаний. Поэтому средняя недельная лекционная нагрузка в вузе не превышает 28-30 часов (5 учебных дней по 3 пары), шестой день отводится для работы в библиотеке.
При соотнесении семинарского образования с вузовским сокращается время, отведенное на аудиторные занятия, и увеличивается удельный вес самостоятельной работы студентов. Меняется привычное для семинарии содержание понятия «самоподготовка»: временные рамки существенно расширяются, поскольку не могут быть регламентированы несколькими часами.
Принятие методологических установок высшего учебного заведения заставило пересмотреть весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий семинарии. При сохранении обычного семинарского распорядка дня были внесены коррективы, реально оптимизирующие учебный процесс:
- аудиторная нагрузка в СПДС не превышает 28 часов в неделю на I — III курсах и 24 часа на IV курсе: это не более 6 часов (3-х пар) с 9.00 до 13.30 пять дней в неделю. Послушания на время аудиторных занятий категорически исключены. Субботний день до вечернего богослужения посвящён занятиям в библиотеке и спортзале.
- послеобеденное время – 14.00 – 15.20 – время обязательных послушаний для всех студентов (спевки хора, уборки, ремонты и т.д.);
- 15.30 – 19.00 – время самостоятельных занятий в библиотеке, учебных аудиториях или в комнатах общежития. Это время также может предназначаться для спецкурсов по выбору. Использовать данное время для личных дел (например, выход в город) возможно с разрешения дежурного помощника;
- после ужина и до закрытия общежития (19-30 – 22-00) – свободное время;
- богослужебный ритм семинарии остался без изменений: обязательное участие в богослужениях в воскресные и праздничные дни, во вторник – акафист в Свято-Успенском Кафедральном соборе (в этот день послушаний нет). В рамках литургической практики чередные богослужения совершаются ежедневно в семинарском храме, там же студенты II — IV курсов произносят проповеди (не менее четырех в год).
Учебно-методическая деятельность Смоленской семинарии с 2008/2009 учебного года была ориентирована на систему работы высшего учебного заведения. Учебный план, рекомендованный Учебным комитетом при Священном Синоде, был приближен, насколько это было возможно, к требованиям Государственного стандарта «Теология». Изменения коснулись, прежде всего, недельной лекционной нагрузки, так как был введён довольно значительный блок предметов федерального компонента и сокращена недельная аудиторная нагрузка.
Основные опасения преподавателей касались того, как сохранить прежний объем изучаемого материала по семинарским дисциплинам при сокращении аудиторных часов. Учитывая то, что часы по некоторым семинарским дисциплинам сокращаются, а оставшиеся обязательно делятся на аудиторные и самостоятельные в пропорции 50/50, а аудиторные – на лекционные и семинарские также в соответствующей пропорции, количество оставшихся лекционных часов могло ввести преподавателя, незнакомого с системой преподавания в вузе в чувство недоумения и растерянности.
Преподавателям пришлось отказаться от работы только в лекционном режиме, когда студенты обязательно конспектируют лекции (в новых условиях это просто непозволительная трата времени), но научиться использовать новейшие интерактивные методики, где студент выступает в качестве активного участника учебного процесса.
Для организации самостоятельной работы студентов необходимо обеспечение современными учебными пособиями по многим богословским дисциплинам в достаточном объеме, что на данном этапе сопряжено с определенными трудностями. Выходом из сложившейся ситуации стало создание собственных электронных учебников и учебно-методических пособий в системе e-learning. В современном Российском высшем образовании в направлении инновационных технологий лидирующие позиции занимает Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). Сотрудники семинарии в течение года знакомились с опытом работы МЭСИ по системе интерактивного и дистанционного обучения и постепенно внедряли полученный опыт. Согласно методике e-learning , вуз создаёт электронный учебный портал либо в собственной локальной сети, либо в Интернете. Курс той или иной дисциплины в рамках общего портала должен представлять собой сайт, где студент постоянно имеет доступ к следующим разделам:
- основные требования к изучению курса и учебная программа;
- рекомендуемое учебное пособие (в электронном виде) или авторские лекции по всем темам;
- примерные темы и планы семинарских занятий;
- литература для обязательного чтения и библиотека по предмету (электронный вариант);
- контрольные вопросы;
- рейтинг студентов.
Весь указанный материал выставлен в собственной локальной сети семинарии. При таком подходе студент обеспечен всеми материалами для овладения знаниями, как на базисном уровне, так и на уровне более глубокого изучения предмета. Электронный вариант лекций преподавателя не является статичным, он постоянно обновляется и совершенствуется. В рамках системы e — learning возможен творческий подход преподавателя к формированию собственного образовательного сайта: количество разделов сайта для удобства может быть увеличено, сайт может создаваться как энциклопедия по предмету.
Кроме того, данная технология предполагает опережающее ознакомление слушателей с базовым содержанием лекции, что позволяет строить занятия в режиме диалога. Преподаватель, зная, что студент уже знаком с материалом текущей лекции, избавлен от необходимости «пересказывать самого себя» и может предложить на лекциях анализ первоисточников, детальное рассмотрение тех или иных аспектов изучаемой темы, дискуссию по вопросам, вызывающим у студентов особый интерес. Такая интерактивная методика соответствует требованиям образовательных программ третьего поколения (Пункт 7.1.3: «Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20% аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% аудиторных занятий»).
Указанная технология была апробирована в 2008/2009 учебном году в качестве экспериментальной по предметам Патрология, Методика преподавания теологии, Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, доказала свою эффективность и в 2010 году была введена по всем предметам.
Интерактивная система обучения рассматривает студента активным участником образовательного процесса. В системе e — learning преподаватель уже не предопределён жёстко количеством недельных лекционных занятий: его задача заключается не столько в том, чтобы профессионально преподать материал, сколько в том, чтобы профессионально координировать, направлять и контролировать самостоятельную работу студента. Требования, предъявляемые к преподавателям, возрастают многократно, и место хорошего лектора должен занять учёный, постоянно занимающийся научными исследованиями. Всё это ставит перед семинарией новые задачи и заставляет переосмыслить традиционные подходы к семинарскому образованию.
Контроль знаний студентов во многих вузах в настоящее время предполагает рейтинговую систему. Данный опыт также был апробирован в качестве эксперимента в Смоленской семинарии. Эффективность усвоения лекционного материала и материала самостоятельной работы проверяется активной деятельностью студентов на обязательных семинарских занятиях (от 2 до 6 семинаров в семестр), контрольных срезах и тестах, что составляет в конце семестра рейтинговую оценку для выхода на итоговый зачёт или экзамен. Весь учебно-методический материал для организации и проведения семинаров, тестовых и контрольных работ, обеспечение обязательной литературой в электронном виде представлены на сайте учебной дисциплины. В связи с этим студент не может сказать: «Я не готов, потому что не нашёл требуемый материал».
Эксперимент, проведённый в Смоленской семинарии в 2008/2009 учебном году был необходим, т.к. в Госстандарте «Теология», на который семинария перешла с 2009/2010 учебного года, количество часов по богословским дисциплинам сокращено за счёт обязательных часов предметов Федерального компонента. Преподаватели семинарии, работая в системе e-learning , смогут дать необходимый учебный материал в полном объёме, не снижая уровня семинарского образования.
В рамках работы по Госстандарту «Теология» резко возрастает и студенческая нагрузка. Общая часовая нагрузка в год при 4-годичном бакалавриате составляет 6945 часов (3855 часов – аудиторная и 3090 часов – самостоятельная). Большой объём учебного материала студенты осваивают самостоятельно, поэтому для семинарии принципиально важно предоставить студентам условия, необходимые для качественной подготовки к занятиям, и выстроить систему постоянного контроля знаний по всем дисциплинам.
Благоприятные жилищные условия (размещение студентов в 2-местных комнатах, где у каждого есть свой компьютерный стол, постоянный (контролируемый) доступ в Интернет и в локальную сеть семинарии) и компьютеризация учебного корпуса (два компьютерных класса с выходом в Интернет и в локальную сеть семинарии) позволяют оптимизировать учебную деятельность студентов.
Система контроля знаний, выстроенная на основе организации всей учебно-методической работы семинарии (разработка преподавателями учебно-методических комплексов с календарно-тематическим планированием и определенной рейтинговой системой контроля знаний), дает возможность администрации видеть как работу преподавателей, так и успеваемость студентов.
В связи с требованиями настоящего времени появились новые направления работы семинарии: созданы учебно-методический и учебно-информационный кабинеты. Все преподаватели под руководством специалистов учебно-методического кабинета составляют электронные матрицы учебно-методических комплексов (учебных пособий) и после утверждения их на кафедрах и Учёном совете передают в учебно-информационный кабинет, где они принимают форму электронного интерактивного учебно-методического комплекса. Разработанные по всем вузовским нормативам УМК позволяют избежать ещё одной слабости семинарских программ – пересечения и дублирования некоторых тем на разных предметах.
С 2009/2010 гг. введены итоговые комплексные экзамены (аналог аттестационных комплексных экзаменов в светских вузах) за весь курс семинарии: 1-й блок – Библейский (Священное Писание Ветхого и Нового Завета), 2-й блок – Исторический (История Древней Церкви и История Русской Православной Церкви); для поступающих в Духовную Академию – полный курс всех предметов и вопросов, требуемых на вступительных экзаменах в Академию по выбранному профилю.
С 2010 года набор в семинарию производится с учётом результатов ЕГЭ (русский язык, история, обществознание) и собеседования по вероучительным дисциплинам. Введение этой системы, безусловно, сократило число как поступавших, так и поступивших в семинарию, но с другой стороны, позволило зачислить на 1-й курс действительно способных к обучению в высшем учебном заведении молодых людей.
Учебный план
За основу учебного плана СПДС был принят учебный план Государственного образовательного стандарта 031900.62 «Теология», но, учитывая очевидную «светскость» стандарта, сотрудниками семинарии совместно с членами экспертного совета УМО «Теология» был разработан и принят учебный план, максимально приближенный к требованиям Духовной семинарии. Один из самых серьёзных вопросов при разработке плана – невозможность реализации полноценного богословского образования при 4-годичной системе бакалавриата: целый ряд дисциплин либо вычеркивается, либо переходит в ранг «предметы по выбору» и факультативы. В Смоленской семинарии разработан экспериментальный учебный план: в течение 4-х лет реализуется Госстандарт «Теология», после окончания которого выпускник получает диплом бакалавра теологии государственного образца. Этот диплом даст право выпускникам семинарии осуществлять свою трудовую деятельность не только в церковных, но и в светских учреждениях.
Традиционные пропедевтические семинарские дисциплины, отсутствующие в Госстандарте (Богослужебный устав, Церковное пение, Церковнославянский язык, Чтение гимнографических текстов), преподаются на I — II курсах, но обозначаются как факультативы (обязательные для посещения).
Поскольку основная цель Духовной семинарии была и остается – подготовка воспитанников к священнослужению, был введён 5-й год обучения – специалитет, где предлагается изучение церковно-практических дисциплин, не вошедших в Госстандарт или прописанных в Госстандарте как дисциплины по выбору: Миссиология, Практическое руководство для пастырей, Экономика прихода, Правоведение, Основы социальной работы. В настоящее время в семинарии разрабатывается учебный план для 2-летней магистратуры Церковно-практического направления, где студентам будут предложено не только изучение новых предметов и написание магистерской работы, но и интенсивная церковно-приходская и педагогическая практика.
О стандартах 3-го поколения
С 2010 года в системе высшего образования начали действовать стандарты 3-го поколения (кредитно-модульная система обучения). В этом стандарте только 6 дисциплин имеют литеру «Ф» – Федеральный компонент. Другой блок дисциплин наполняется вузом в зависимости от приоритетов учебного заведения, требований рынка труда и многого другого. Этот стандарт гораздо более гибок и перспективен для Духовных учебных заведений. В УМО «Теология» разработан и принят Государственный стандарт «Теология» 3-го поколения в соответствии с научной направленностью Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета. Члены экспертного совета УМО разработали и приняли стандарт по модульному профилю «Систематическая теология», подходящему для богословских факультетов. Стандарт предусматривает ещё пять профилей: «История конфессии»; «Практическая теология конфессии»; «Культура конфессии»; «Государственно-конфессиональные отношения» и «Классическая конфессиональная литература и авторы». Смоленская семинария предлагает создать экспертный совет по разработке модульного профиля «Практическая теология конфессии», который был бы принят за основу Духовными семинариями.
Существует определённая ошибка, связанная с пониманием стандартов 3-го поколения. А именно мнение о том, что, переходя на стандарты 3-го поколения, в семинарской программе можно вообще ничего не менять – только перевести часы в кредиты (разделить всё на условные 25 или 35). Но третье поколение – это не только кредитная, а кредитно-модульная система, которая предполагает совершенно другой взгляд на систему высшего образования.
Каждый модуль – это определенное количество часов на весь блок, при этом каждая дисциплина блока имеет минимальное и максимальное количество отведенных часов или кредитов. Для 3-го поколения создание электронных интерактивных учебно-методических комплексов абсолютно необходимо, т.к. студенты на старших курсах самостоятельно выбирают предметный профиль. Преподаватель должен научиться работать очень гибко, полностью реализуя и свой, и студенческий потенциал, используя электронные интерактивные методики.
В рамках кредитно-модульного обучения может быть использован положительный опыт, накопленный Западной системой высшего образования. На старших курсах предметы группируются в модули, которые преподаются семестрами (например, модуль Библейско-догматический, Церковно-исторический, Церковно-практический). Такая система позволяет преподавателю эффективнее использовать своё время: в течение первого семестра в интенсивном режиме проводятся занятия со студентами в своей школе – лекции, семинары, практикумы; второй семестр может быть посвящён научной работе, участию в конференциях, обмену опытом и т.д. Для студентов эта система также удобна: «метод погружения» в дисциплину всегда результативнее преподавания этого же предмета, растянутого на 2-3 года; студенты старших курсов смогут проходить избранные модули и получать по ним зачёты (кредиты) в других семинариях, где создана лучшая база по необходимым для научной работы дисциплинам. Модульная система преподавания позволяет выйти семинариям на совершенно новый уровень сотрудничества, делает всю систему богословского образования гибкой, открытой и контролируемой. Это возможное перспективное направление развития Духовных семинарий.
Доклад ректора Смоленской православной духовной семинарии кандидата богословия протоиерея Георгия Урбановича на семинаре «Лицензирование и аккредитация духовных учебных заведений» 22-23 сентября 2010 г.