Священник Илия Макаров. Что есть богатство

Священник Илия Макаров. Что есть богатство

Дорогие братья и сестры!

Размышляя о сегодняшнем евангельском чтении, нам предстоит задаться вопросом о том, что есть богатство и какое оно по своей природе?

Прежде всего, отметим, что богатство определяется нами в сравнении. Богатый человек заметен в сравнении с бедным. А если предположить, что все люди стали одновременно бедными или, наоборот, состоятельными? Чем тогда станет для людей богатство как таковое?

Вот так и добро мы узнаем в сравнении со злом! Этот принцип есть последствие вкушения от древа познания добра и зла, когда человек стал делить мир на доброе и злое. Возможность и свободного, но все-таки выбора между добром и злом, есть милость Бога к человеку. Мы способны отличать добро от зла, и, выбрав добро, идти к нему. Наша совесть – тот маячок, который помогает правильно выбрать путь. Если бы не было такого эталона в душе человека, то мы не смогли бы жить вместе ни в одном коллективе, ни в одной стране, ни в целом мире. А современные «права человека», основа которых давно уже была сформулирована христианской традицией, не имели бы никакой ценности для общества.

Так Христос, вдохновляя юного человека к принятию новозаветного мировоззрения, говорит ему об оставлении богатства. Но какого? Вот это вопрос, который неоднократно вызывал споры в истории и в богословии.

Христос, конечно же, не отрицает необходимости материального обеспечения жизни человека. Хотя мы знаем из истории как восточного, так и западного Христианства о примерах буквального понимания святыми людьми слов Спасителя о богатстве, обращенных к евангельскому представителю «золотой молодежи». Но их путь стал особенным в Церкви. Даже если все люди в одночасье откажутся от своего имущества, станут равными, то спустя совсем немного времени опять начнутся разногласия, приводящие к разделениям. Но не этого ждет от нас Бог!

Нам заповедано Священным Преданием понимать слова Иисуса в их полноте, поэтому мы сейчас и вспоминаем, как в Нагорной проповеди Он сказал: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). Значит, дело не в величине состояния, а в нашем отношении к нему. Вопрос о взаимоотношениях, центром которых является общение, — один из главных в христианском богословии. Все наши нестроения решаются через общение людей с Богом или друг с другом. Богатство же обладает силой, потрясающей всякое воображение. Эта сила называется власть. Не случайно синонимы к словам богатство и власть схожи по значению. Греческий вариант слова «имение», используемый евангелистом, также убеждает нас в таком двуединстве богатства и власти. А слово «богач» используется в Евангелии исключительно в значении земных желаний.

И как странно! Юноша соблюдал все заповеди, даже о любви к ближнему, но отказаться от обладания чем-то или кем-то он не смог. Часто люди воспринимают личное имущество или свои отношения с ближними как абсолютную собственность. И в этом обладании, мня себя свободными делать что угодно, они становятся зависимыми от того, чем обладают – от имущества и власти над людьми. Они забывают, что подлинное «мое» — это то, что я сам могу кому-то отдать, чем сам могу с кем-то поделиться. То есть богатство и власть – это, прежде всего форма служения, а не абсолютная ценность. Так же бедность и рабство должны восприниматься как временное состояние, не мешающее оставаться нам людьми. Премудрость Сираха возвещает, что «Хорошо богатство, в котором нет греха, и зла бедность в устах нечестивого» (Сир 13:30).

Не был готов богатый юноша к следованию за Христом, потому что он не захотел расстаться со своим положением в обществе, признать Бога не только законодателем, но и краеугольным камнем всей жизни, смирить себя, обрести внутренний мир, растерзанный заботами о богатстве и власти, и увидеть, что один Бог благ — Он один истинный источник земного управления и общественных отношений.

И оставляя в стороне вопрос о материальном богатстве, Христос произносит сравнение, которое, по одному из толкований, дает понять, что как всякий богач и властитель, шествующий в Иерусалим и увидевший закрытыми городские ворота, должен смирившись пройти сам узкой дорожкой в стене города, так и в нашей жизни путь в Божие Царство лежит не через Триумфальную арку, специально выстроенную ради наших земных подвигов, но через невысокую узкую дверь, войдя в которую согбенными, мы попадаем в удивительное царство, где сокровище, свобода и счастье – от Бога.

Так смирил себя апостол Павел, словно отвечая своей жизнью на вопрос апостолов в конце разговора Христа с богатым юношей «кто же может спастись», потому что «все возможно Богу».

Снова и снова перечитывая этот евангельский текст, дорогие братья и сестры, будем вспоминать, что мы – если не гости, то всего лишь распорядители в доме, который назван Церковью, и Хозяином которого является Бог. И в таком случае наши старания исполнить Божественную волю не смогут омрачиться печалью о потере земного статуса – будь то в богатстве, во власти или любом другом земном приобретении. А самая узкая дорожка в Царство Христа окажется для нас благоустроенным и приятным путем к ожидаемой цели.

// Проповедь на Божественной литургии в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова 4 сентября 2011 года


Опубликовано 04.09.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter