Иеродиакон Афанасий (Букин). Еврейский вопрос или православный антисемитизм?

Еврейский вопрос или православный антисемитизм?

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение. (Рим 10:1)

Для начала хотелось бы сказать, что я и сам еврей по национальности, по крайней мере, согласно иудейскому закону я отношусь к первому поколению иудеев, так мое иудейство унаследовано мною по чистой материнской линии. Иудеем я, конечно, никогда не был, хотя в моем роду в не таком уж и далеком прошлом есть два раввина. Антирелигиозная политика советского периода не обошла стороной и иудаизм. Будучи направлена против всякой религиозности, против Самого Бога, советская власть старалась вычеркнуть понятие о Божественном из жизни своих граждан, и последствия этого мы ощущаем до сих пор. Так случилось и в моей семье. Родители моей мамы были уже неверующими, хотя предыдущее поколение еще сохраняло некоторую религиозность. Крестился я в семь лет по собственному желанию, но почему-то забыл о Церкви на долгое время. Только к окончанию школы я ощутил необходимость в богообщении, и потому начал изучать различные направления человеческой религиозной мысли. Интересовался и иудаизмом, но так было угодно Господу, что я осознанно пришел к христианству. Пришел в Православную Церковь, и ныне уже являюсь монахом и священнослужителем. Я никогда не скрывал своей национальности и могу с уверенностью сказать, что, хоть я и встречал среди верующих националистически мыслящих людей, никогда мне не приходилось ощущать каких-либо притеснений. В отношении христианства в обществе во все времена складывались те или иные стереотипы, к самому христианству никакого отношения не имеющие. В первые века христиан обвиняли в поедании младенцев, в распутной жизни и даже в безбожии. В наше время также имеется свой список обвинений, одним из которых является антисемитизм, якобы присущий христианству в целом и особенно Православию. В отличие от обвинений первых веков это не столь уж необоснованно. Действительно, в Церкви существуют сторонники националистических взглядов, пытающиеся порой сузить Православие до сугубо национальной религии, будь то русских, сербов или греков. В России это подпитывается еще и тем, что Церковь фактически стала единственным институтом, который объединяет всех или почти всех славян, проживающих на территории нашей необъятной Родины. Национальной идеи нет, государство себя дискредитировало. В итоге, часто самоидентификация человека как принадлежащего к русскому народу происходит по принципу православный-неправославный. И часто основным фактором, определяющим принятие Таинства Крещения, является именно эта национальная самоидентефикация. Если присовокупить к этому ревность не по разуму и традиционное для восточного христианства уклонение «вправо», то становится понятно, почему появляются такие искажения христианского учения, как антисемитизм. Свою позицию такие ревнители благочестия, конечно же, обосновывают на Священном Писании и святоотеческих изречениях. Для начала следует определиться, что же такое антисемитизм. «Антисемитизм (от лат. anti — против и имени библейского праотца Сима, от которого, по преданию, произошел ряд народов Ближнего Востока, в т. ч. евреи) — одна из форм национальной и религиозной нетерпимости, враждебное отношение к евреям.» [1] Таким образом, антисемитизм – это ненависть к еврейскому народу как таковому. Конечно, такая концепция не может быть свойственна христианству, в котором, согласно апостолу Павлу, «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол 3:11). То есть, христианство наднационально, и христианин уже не имеет права ставить свою национальность выше других. Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви, «Православной этике противоречит деление народов на лучшие и худшие, принижение какой-либо этнической или гражданской нации.» [2] Однако христианин призван быть порядочным гражданином своего государства, уважать его традиции, «любить свое Отечество, имеющее территориальное измерение, и своих братьев по крови, живущих по всему миру» [3]. Но быть ура-патриотом, разжигать национальную рознь, устраивать еврейские погромы он не имеет права. На чем же тогда основываются те, кто, заявляя свою принадлежность к Церкви Христовой, являются антисемитами. Действительно, и Священному Писанию и святоотеческому наследию свойственна антииудейская полемика. Однако она не связана с ненавистью к еврейскому народу как таковому. Первые христиане были из иудеев, Праматерь Церквей – Иерусалимская Церковь, состояла по преимуществу из иудео-христиан, а возглавлял ее Иаков, брат Господень, строгий ревнитель Моисеева Закона, которого праведным считали даже иудеи, не принявшие христианства. Даже Павел, которого можно назвать родоначальником антииудейской полемики, был «Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Флп 3:5). Более того, поначалу он был гонителем Церкви Божией. Собственно с этого и начинается антииудейская полемика. Те иудеи, которые Христа не приняли, начали противодействовать христианам. Иудео-христиан начали отлучать от синагог. Апостолов несколько раз сажали в тюрьму. Более того, некоторые из братьев, после того как Павел начал активно обращать язычников и проповедовать необязательность Закона Моисеева, начали отстаивать иудейский Закон. В этой ситуации христиане должны были определиться, остаются ли они гонимой своими же иудейской сектой или же пойдут по пути вселенской проповеди Евангелия (а для этого надо было отказаться от Закона). И потому Апостол пишет в своем послании филиппийцам: «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания» (Флп 3:2). В этом некоторые видят антисемитизм Павла. Но это, конечно же, абсурд. Ведь, как выше было сказано, он был евреем по национальности. Более того, по его собственным словам, он «желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев» своих, родных ему «по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования» (Рим 9:3-4). Нередко антисемитизм видят и в речах Господа нашего Иисуса Христа, когда Он порицает народ иудейский, говоря, что они «род лукавый и прелюбодейный» (Мф 12:39), «змии, порождения ехиднины» (Мф 23:33). Однако все эти крайне нелицеприятные отзывы относятся не к евреям как таковым, а лишь к тем из них, кто уклонился от истинного богопочитания. Точно так же в Ветхом Завете пророки порицали Израиль, когда он прибегал к служению иным богам, уклонялся от Истины. Более того, все эти реплики могут быть отнесены и к христианам, которые не уберегли себя от «закваски фарисейской и саддукейской» (Мф 16:6). Из святоотеческого же Предания ревнители благочестия чаще всего берут на вооружение высказывание святителя Иоанна Златоуста, который называет синагогу «жилищем демонов»[4]. Предупреждая христиан от увлечения иудейской религией, святитель говорит, что в синагоге «не покланяются Богу, нет; там место идолослужения» [5]. Но из дальнейших его слов становится ясно, что поводом к их произнесению послужило отнюдь не порочность и нечестие самих иудеев, и не его ненависть к евреям как таковым, а то печальное обстоятельство, что «некоторые (из христиан) обращаются к этим местам, как к священным» [6]. В этом «Слове против Иудеев», столь часто цитируемом антисемитами и их противниками, Константинопольский архиепископ скорее укоряет свою паству, чем обвиняет иудеев. Следует еще сказать, что ко времени Златоуста иудео-христианство уже однозначно будет считаться ересью, а еще через пару столетий оно и вовсе затеряется на страницах истории. Антисемитизм действительно процветал как в Русской Церкви, так в некоторых других Поместных Церквях, в средние века и в новое время. К сожалению, следует признать тот факт, что в это время приверженцев фундаментализма в Церкви было особенно много, и это поддерживалось на государственном уровне. Более того, если в XV-XVI вв. Церковь лишь де-факто находилась под сильным давлением государства, то в 1721 году это было закреплено законодательно – с этого момента главой Церкви стал царь, а позже император. В этих условиях учение Христово часто отодвигалось на второй план, главной становилась политика, и, строго говоря, в этом есть вина и самой Церкви, точнее ее иерархии, духовенства и мирян. Но не следует путать личную позицию человека и позицию Церкви в целом. Даже позиция того или иного святого по отношению к евреям не может быть признана позицией Церкви. Есть множества примеров канонизированных святых, мнение которых расходится с так называемым consensus patrum [7]. Очень часто взгляды того или иного святого на еврейский вопрос определялись исторической обстановкой, и это нельзя не учитывать. Что касается современной позиции Православной Церкви, то она вполне согласна как с Евангелием, так и с мнением Отцов. Как пишет Анна Нежинская: «Православная традиция неотделима от отрицания иудаизма не из-за воображаемого “церковного антисемитизма”, а потому, что мы сами суть – Израиль, и мы сами склонны к грехам фарисеев. Как и они, мы сами способны стать христоненавидящим родом. Мы сами склонны впасть в грехи иудейских старейшин и книжников, ненавидевших Христа за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовавших Ему и осудивших Его на смерть. Анти-иудейская проповедь нужна прежде всего православным, как предостережение, что можем оклеветать и предать Христа. Нужна она, чтоб мы сами не исказили бы намеренно Писаний, как когда-то христионенавистные “учители евреев”. Что греха таить, многие православные и даже целые церковные коллективы в разное время впадали в ереси, возбуждали кровавые смуты, отступали от веры, предавали Христа, прикрываясь фарисейскими оговорками.» [8] Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что антисемитизм не является присущим Православию как таковому. Да, среди рядовых членов Православной Церкви, как и среди священнослужителей, встречаются люди, придерживающиеся антисемитских взглядов, но из этого не следует вывод, что все православные – антисемиты. В заключение следует привести слова из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: «…национальные чувства могут стать причиной греховных явлений, таких как агрессивный национализм, ксенофобия, национальная исключительность, межэтническая вражда. <…> не согласны с Православием учения, которые ставят нацию на место Бога или низводят веру до одного из аспектов национального самосознания. Противостоя таким греховным явлениям, Православная Церковь осуществляет миссию примирения между вовлеченными во вражду нациями и их представителями. Так, в ходе межэтнических конфликтов она не выступает на чьей-либо стороне, за исключением случаев явной агрессии или несправедливости, проявляемой одной из сторон.» [9]
  [1] Большая актуальная политическая энциклопедия / Под общ. ред. А. Белякова и О. Матвейчева. – URL: http://www.politike.ru/dictionary/839/word/antisemitizm (07.04.2013) [2] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Патриархия.ru – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (07.04.2013) [3] Там же [4] Святитель Иоанн Златоуст. Собрание сочинений. Том 1. Книга 2. Против иудеев. Слово первое. – URL: http://www.ispovednik.ru/zlatoust/Z01_2/Z01_2_21.htm (07.04.2013) [5] Там же [6] Там же [7] (лат.) согласие отцов [8] Анна Нежинская. Православие и антисемитизм / Независимый Бостонский Альманах «Лебедь». № 420, 03 апреля 2005 г. http://www.lebed.com/2005/art4139.htm (07.04.2013) [9] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Патриархия.ru – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (07.04.2013)

Опубликовано 07.06.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter