Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь вспоминает событие, связанное с памятью одного из самых великих пророков Божиих – памятью Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Все его служение заключалось в том, что он был пророком, который свидетельствовал о Боге. Если говорить о смысле слова «служение», то каждый из нас, если он христианин, призван к служению Богу и к провозвестию правды Божией в этом мире. И каждый из нас несет ответственность не только за себя, за свою личную жизнь, но и за тех людей, которые его окружают. Никто не имеет права сказать, что он не может идти и говорить об истине людям. Никто не имеет права находить оправдания своей слабости. Никто не имеет права уступать ей, потому что каждому без исключения даны особые таланты и дарования, которые присуще только ему лично, которые могут проявиться с наибольшей силой лишь только в нем самом.
В чем же заключается наше служение? По отношению к нам самим, к нашей личности это служение состоит из двух компонентов: в служении словом и делом. Тот, кому не дано первого, не должен унывать и говорить, что не может ничего объяснить людям о Христе, потому что его объяснение заключается в самой его жизни, в его деятельности. «По плодам их узнаете их», — говорит Господь (Мф 7:16). А к делам исполнения заповедей Божиих призваны все мы с вами без исключения. Здесь мы видим, как Господь ставит смысловой акцент на слове «дела», которые имеют очень важное значение и являются примером для других, окружающих нас людей. По нашим делам, по нашему поведению судят о нашей вере остальные люди.
И вот таким примером и образцом является для нас Иоанн Креститель. Он тоже, как и все мы, был призван к служению, но к служению особому – к служению пророка. И назван величайшим из рожденных на земле. Судьба его очень трагична и одновременно величественна. Всю свою жизнь он положил на подготовку людей к принятию Того, Кто должен был прийти, Того, Кого ждали на протяжении долгого времени многие поколения людей. Иоанн Креститель, по словам митрополита Антония Сурожского, «настолько стал единым, настолько уже не отличим от своего служения, что он стал только Божиим голосом, только благовестником; словно его как человека, человека плоти и крови, человека, который может тосковать и страдать, и молиться, и искать, и стоять, в конечном итоге, перед грядущей смертью, — словно этого человека нет». Он стал единым со своим служением. Его личные амбиции, его личная жизнь сошли на нет. Неслучайно он говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин 3:30). «Расти» – значит становиться все более и более значимым и необходимым для людей. Что главное не «я», а Бог. Что грядет Тот, Кого ждали. Он уже близко, хотя еще не здесь. И в этом самоумалении, в этом забвении себя самого и заключается та огромная внутренняя сила, которая сделала его столь колоссальной личностью, что Сам Господь говорил об этом (Мф 11:11).
Также свидетельство силы этого человека мы находим в самой смерти Иоанна. Когда он находился в темнице, он прекрасно понимал, что скоро наступит смерть. Любому человеку в минуты скорби, в болезнях, перед неизбежностью, перед лицом самой смерти свойственно искать утешения, поддержки от других людей. Это утешение может выражаться в нахождении таких моментов жизни, когда мы поступали правильно, в подтверждении того, что в нашей жизни было что-то хорошее, ради чего и стоило жить. И вот Иоанн Креститель посылает спросить у Того, о Ком свидетельствовал, у Того, Которому он посвятил всю свою жизнь и за Которого он ее отдаст: Он ли Тот, Кого ждали. Но Иоанн, как говорит об этом митрополит Антоний Сурожский, не получает прямого ответа, ответа успокаивающего, ясного, ответа, который мог бы утешить его: да, это Я. А получает ответ из книги пророка Исаии (Ис 35:5-6; 61:1), что мертвые воскресают, хромые ходят… и добавление, что блажен тот, кто не соблазнится о Мне! (Мф 11:6) Ответ такого рода мог быть дан только в особом случае. В случае испытания веры, без сомнений и колебаний, веры без знамений, без каких-то особых свидетельств и подтверждений. Веры в собственном смысле этого слова до конца. И в этой вере выразились вся мощь и сила этого человека. Будь верен до конца – вот к чему призывает Господь в лице одного из величайших пророков и нас с вами.
Поэтому необходимо просить в своих молитвах святого пророка Божия, чтобы и нам быть свидетелями правды Божией, быть исполнителями Его святой воли, не малодушествовать перед лицом смерти, не смотреть ни на какие препятствия, ни на какие угрозы со стороны тех, кому эта правда и истина ненавистны.
Аминь.
// Проповедь, произнесенная студентом II курса богословского отделения академии Виталием Антохиным на всенощном бдении в академическом храме апостола Иоанна Богослова 10 сентября 2011 г.