Интервью с ректором Смоленской духовной семинарии, кандидатом богословия протоиереем Георгием Урбановичем.
— Отец Георгий, в этом году вышла ваша книга «Семь Церквей Апокалипсиса», расскажите, пожалуйста, об идее её создания.
— Идея создания данной книги возникла после многочисленных поездок в Малую Азию групп преподавателей и студентов Смоленской духовной семинарии. Из каждой поездки мы привозили новые впечатления, новые знания. Каждый раз мы открывали для себя новые маршруты, знакомились с людьми, приобретали определенные издания по раннехристианской библейской археологии на иностранных языках: на английском, на турецком, немецком языках. Разумеется, в период этих археологических поездок возникали определенные мысли, из которых и родилась глобальная идея описать всё это и собрать в книгу. Изначально это была идея лишь одного проекта «Стопами святых Апостолов» нашего церковно-археологического (церковно-исторического) альманаха. Каждый участников этого проекта уже нашёл для себя определенную область исследования, у каждого появился свой научный интерес. Кто-то начинает тщательно заниматься Египтом в научном разрезе, кто-то – Малой Азией, кто-то – Эгейским побережьем, Северной Африкой, Карфагеном, Тунисом и т. д.На основании всего этого и появилась книга. Это не единственный проект, есть масса других интересных идей. Так, сейчас выходят новые номера нашего альманаха, посвященные Египту. Начинаем «Эгейский проект».
— Несколько слов о планах Ваших дальнейших поездок.
— Планов много, но их осуществление связано с нестабильной ситуацией на Востоке. Уже был договор о Сирии, договор о североафриканских странах — они очень интересны, не менее интересны, чем Малая Азия. Там нет землетрясений, многие города брошены в V веке и стоят в целостности и сохранности, там можно проводить замечательные исследования. И мы хотели бы этим заниматься, но, увы, сейчас в Северную Африку доступ практически закрыт. Даже в мирном Тунисе на сегодняшний день туристам категорически не рекомендуется покидать свои отели. А нам нужно колесить практически по всей стране. Сирия пока также опасна: я просто не решусь собрать группу… Это опасно. А ведь всегда интереснее ехать группой, причем интересно не только для преподавателей, но и для студентов, чтобы они также соприкоснулись с Преданием Церкви.
Если говорить о Малой Азии, о Турции, то, во-первых, это страна достаточно стабильная; во-вторых, там огромное пространство археологических исследований, несопоставимое ни с одной другой страной. Пусть там что-то уже вывезено в страны Европы, пусть там землетрясения, но там огромный пласт информации, ещё не описанной на русском языке, поэтому Турцией мы будем заниматься по-прежнему. Сейчас у нас на очереди Армения. Мы ведём переговоры с семинарией в Эчмиадзине с тем, чтобы там можно было остановиться и уже оттуда выезжать на определенные археологические объекты.
Малая Азия остаётся для нас доминантой, и каждый раз мы будем описывать какой-то новый ее фрагмент, поскольку это не только апостольская история, но и вся раннехристианская история Малой Азии. А ведь на русском языке по Новозаветной археологии вообще нет ничего.
— Какие археологические объекты Армении Вы планируете посетить?
— Я уже составил для себя определенную карту маршрута, описал и подал определённое прошение в инстанции Армении на рассмотрение. На территории Армении находятся не только объекты, связанные с раннехристианской миссией в Армении, но и очень много построек римского периода, это нас тоже очень интересует. На сегодняшний день в библеистике, по-моему, это самая важная тема: понять контекст, потому что все наши исследования XIX в. оторваны от контекста. Они писались в кабинетах. Конечно же, эти исследования очень важны, но из них очень трудно что-то взять. Любой ученый, занимающийся библеистикой, это хорошо понимает. Археология даёт сразу целый спектр новых знаний.
— Какое из всех посещаемых Вами мест произвело на вас неизгладимое впечатление?
— Каппадокия. Это земля фантастическая. Прежде всего, меня поразило то, как там жили люди, христиане. Там нет построек в нашем смысле этого слова. Там целые города — надземные, подземные — вырыты в скалах. Огромные скальные города. Для современного человека – это стопор сознания. Мы такого даже представит себе не можем. Смотришь фильмы вроде «Властелина колец» и думаешь, что это всё сказки, а приезжаешь в Каппадокию и понимаешь: да вот же она, эта сказка. Огромный подземный город на 30000 жителей, 8 этажей, спускающихся вниз. Такой же надземный город, вырытый в скале, и такие же храмы и монастыри, расписанные удивительным образом. То есть люди совмещали и высокий христианский порыв, и такие формы бытия, которые нам сегодня просто непонятны.
— В этом году Смоленская духовная семинария получила государственную аккредитацию. Несколько слов о самом процессе и условиях ее получения.
— Для нас закончился очень непростой период существования. Сначала это была лицензия в 2008-2009 учебном году. Затем мы начали готовиться к аккредитации. Аккредитация – это, прежде всего, взгляд высшей системы светского образования, в хорошем смысле слова — взгляд. Соответственно, нас посещали всевозможные комиссии, проверки. Два года мы работали на то, чтобы привести наш учебный процесс к знаменателю классического высшего учебного заведения. Пришлось очень много сделать, очень много переделать, написать и понять. Самое главное — понять самим, что такое ритм работы обычного вуза. Нам есть что исправлять и менять в нашей системе.
Проверку знаний проходили и сами студенты. В прошлом году они писали ряд экзаменов, так называемые тесты, которые проходят в режиме онлайн через интернет. Это — математика, информатика, философия, английский язык – предметы федерального компонента, то, что является обязательным условием получения диплома о высшем образовании. Слава Богу, все сдали успешно. После этого начинался следующий этап работы: проверка нашей обычной семинарской документации, которая касается учебного процесса. Здесь нас также очень серьёзно проверяли, всё смотрели. Затем летом нас посетила выездная комиссия, состоящая из представителей различных вузов. И уже по итогам всех проверок и испытаний и было вынесено решение о получении Смоленской духовной семинарии государственной аккредитации.
Беседовал Вадим Лозовский