Приветственное слово ректора Русской православной духовной семинарии в Париже иеромонаха Александра (Синякова) на Божественной литургии в академическом храме Иоанна Богослова в день празднования Казанской иконы Божией Матери 4 ноября 2011 года.
Прежде всего, я хотел Вам сказать, как сильно я был впечатлён службами. Меня поразила не только красота вашего антифонного пения, но и ощущение глубокой церковности и общинности. Надеюсь, что это не поверхностное впечатление внешнего человека. Я искренне убеждён, что семинарии, существующие в Русской Православной Церкви, замечательны именно тем, что не просто дают образование будущим священникам, регентам, иконописцам, но и позволяют им приобрести опыт жизни в церковной общине. Мне всегда очень жалко было священнослужителей Православных Церквей греческой традиции, у которых нет семинарий нашей модели, унаследованной нами от латинского Запада.
Как ректор одной из самых необычных и маленьких семинарий РПЦ, находящейся в Париже, могу сказать, что опыт общинной жизни, ежедневного богослужения является якорем, державшись за который наши студенты могут выдержать шок погружения в иную лингвистическую, культурную и духовную среду. Наша Парижская семинария функционирует необычно: все наши семинаристы проходят полный курс обучения в одном из светских университетов Парижа (главным образом в Сорбонне), где им приходится ежедневно сталкиваться как с верующими, так и с неверующими, как с агностиками, так и с воинствующими атеистами, как с католиками, так и с православными.
То, что помогает им справиться со всеми сложностями, это живое, явное ощущение того, что ты не один, что ты принадлежишь Телу Христову, что ты – член Церкви Божией, в которой все молятся и страдают друг за друга. Причастившись Святых Христовых Таин, наши семинаристы едут в Сорбонну, где изучают как философию, так и патристику, историю Церкви, историю догматов. Погружаясь ежедневно в мультикультурную, мультиконфессиональную среду, ты начинаешь постепенно понимать, что же тебя отличает как православного. Встреча с носителями иных миров помогает лучше познать самого себя и цель миссии Церкви.
Живя в обществе, где не только православные, а вообще христиане, составляют меньшинство, мы начинаем понимать, что суть нашей веры во Христа заключается не в обрядовости, не в культурном отличии, не в противопоставлении себя, и даже не в каком-то цивилизационном коде, а в любви к воскресшему Господу. Мы осознаём, что Христос послал нас в мир не для создания идеального общества, не для реализации Царства Небесного на земле, а для того, чтобы возвещать людям, что Он воскрес, что Царство Его близко, но что Оно не от мира сего. Возвещать, что воскресший Христос вернётся в воспринятой им человеческой природе и что в ожидании Его возвращения Он оставил нам главную заповедь – любить.
В праздник Дня народного единства, с которым всех вас от всей души поздравляю, осмелюсь сказать, что сегодняшнее евангельское чтение напоминает нам о существовании между нами намного более тесных уз, нежели национальные, народные, языковые, культурные. Это узы услышавших Слово Божие и стремящихся блюсти его. «Блаженно чрево, носившее Тя и сосца, питавшия Тя». На это Господь ответил: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11:27-28).
Слышание Слова Божия и хранение Его установлений между Христом и нами — более тесные узы, чем кровные и семейные. А мы не только Слово Божие слышим, но и вкушаем Христову Плоть и Кровь. С этим я вас всех сугубо поздравляю, благодарю за гостеприимство и прошу молитв.