Вышедшая недавно книга иеромонаха Михаила (Чепеля) «С точностью наоборот. Записки на полях» является итогом более чем двадцатилетних духовных поисков и размышлений человека, который сумел реализовать себя в самых разных направлениях деятельности. До того, как стать священником, иеромонах Михаил (Михаил Иванович Чепель), закончивший философский факультет Московского государственного университета, был психологом и философом, служил в органах МВД СССР, где занимался воспитательной, оперативной, преподавательской и научной работой. Его научные исследования были связаны с решением оперативных задач в экстремальных ситуациях отрядами милиции особого назначения и психологической подготовкой работников спецслужб. Затем была деятельность в коммерческих структурах.
Иеромонах Михаил (Чепель) «С точностью наоборот»
С 1991 года М.И. Чепель начинает жить церковной жизнью, как православный христианин. С 2002 по 2013 год он являлся генеральным директором Благотворительного Фонда Святителя Николая Чудотворца. Был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года. Награжден многими орденами Русской Православной Церкви, имеет другие награды. 27 января 2013 года митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном был рукоположен в сан иеромонаха.
Можно ли сформулировать методологические принципы, которые позволят ориентироваться в жизни? Как пишет иеромонах Михаил (Чепель), «я искал описаний или характеристики качеств и свойств диавола, и пришел к определенной формуле — с точностью до наоборот. Сатана творит все наоборот. Это данность диавола. Бог — Творец, сатана — разрушитель. Бог — Истина, сатана — ложь. Бог — Свет, сатана — тьма. Так и люди следуют в своей жизни, то к Свету, то к тьме. «С точностью наоборот» можно взять и как методологический принцип в оценке событий, высказываний людей, оценки информации. Конечно, он не панацея, но ошибок помогает избегать. В идеале, надо хорошо ориентироваться в Евангелии, но основная масса людей очень далека от этого и как результат становятся жертвами всевозможных мошенников типа Лазарева, с его «Диагностикой кармы», не говоря уже о легионах лжеучителей, руководителей сект, которые с точностью наоборот, ведут людей к злу и в тьму».
Философ и психолог, человек с огромным жизненным и духовным опытом, отец Михаил диалектически заостряет сложнейшие религиозные вопросы, отвечая на них с помощью взятого им на вооружение методологического принципа «с точностью наоборот». Как писал в «Диалектике мифа» А.Ф. Лосев «где непосредственное и наивное касание жизни, там всегда диалектика; и если она еще не ясна, то ближайшее рассмотрение обязательно увидит ее и построит». «Я, впрочем, вовсе не настаиваю, чтобы вы рассуждали обязательно чисто диалектически. Во-вторых, вы едва ли на это способны. В-третьих, вообще не важно, как вы хотите рассуждать». В какой-то мере эти утверждения нужно иметь в виду и перед началом чтения книги отца Михаила.
В связи со своим пастырским служением иеромонах Михаил обратил внимание на абсолютно поверхностное понимание прихожанами Бога, Единого по Существу и Троичного в Лицах, как Спасителя и Промыслителя, непостижимого в Своем существе, но открывающегося в своих проявлениях в мире. Между тем это необходимо доводить до сознания людей — в ту меру, в какую каждый из них готов к усвоению духовных знаний, потому что по слову апостола нельзя младенцам давать твердую пищу. На практике, мало кто из священников действительно методично стремится донести до сознания прихожан каков наш Отец. А ведь это помогло бы избежать духовных ошибок огромному количеству людей, имеющих лишь бытовое представление о Боге Творце. В крайних формах, это представление носит магический характер; оно полагает какого-то выдуманного бога, который вершит чудеса по их молитвенным просьбам, как исполнитель бытовых нужд. Понятие «обожение», разработанное исихастами, кажется чем-то странным и непонятным даже тем, кто долгие годы внешне активно живет церковной жизнью. Нет осознания того, что Бог реально ради спасения каждого из нас во Христе соединился с человеческой природой, взял на себя все наши грехи и умер нашей смертью, чтобы мы могли жить вечно.
В течение долгого времени западная богословская мысль, а под ее опосредованным влиянием и российская, под воздействием новоевропейской материалистической философии все более обтекаемо стала говорить о самом опасном враге человечества — диаволе. Многие не только из протестантов, но и из тех, кто называет себя православными, вообще отрицают его реальность. Что открывает в их сознании бесконтрольную брешь, откуда мощным мутным потоком льется всевозможная ложь на любой вкус и на любую потребу. Между тем — мир темных духов реальность; если человек не открывает свою душу для Бога, то он тем самым делает ее беззащитной перед духами тьмы. Не только неопытный в духовной жизни, слабо понимающий заповеди Евангелия человек легко попадает в сети диавола, но и тот, кто считает себя «знатоком» богословия.
Автор книги заостряет внимание на том, что врага надо знать в лицо. У него бесконечное число обманных ухищрений, легко сбивающих с толку даже опытных богословов. Разработка отцом Михаилом методологического принципа «с точностью наоборот» — результат его долгих поисков, молитв о помощи. Он формулирует тезис о том, что сатана может быть только полной противоположностью Творца, против которого он восстал.
Принцип «с точностью наоборот» возможен для применения и в повседневной жизни, в оценке тех или иных ситуаций, как поступить, доброе ли это дело. В одной из своих проповедей иеромонах Михаил приводит такой пример: «Человек стал задумываться над вопросами спасения души, но еще почти полностью живет законами, правилами мира. Господь же призывает оставить все и следовать за Ним. В евангельских историях тому немало примеров — о богатом юноше, кому хоронить мертвых, о выборе Марии и сетовании Марфы. Господь в этом плане категоричен, не нарушая свободы воли человека, дарованной Отцом. Представим, ваши друзья приглашают вас на матч любимой футбольной команды. Идти или не идти? Хорошо это или плохо, особенно в духовном плане? Надо задать себе в сущности очень простой вопрос: » А что это дает мне для спасения души?» ответ понятен- ничего. Мы являемся свидетелями просто катастрофических бесовских деяний, творимых болельщиками. Матчи стали часто заканчиваться откровенным разгулом бесовщины. Вместо возможного молитвенного общения с Богом, миллиарды людей, проводят свою жизнь в противоположном состоянии, то есть с точностью до наоборот необходимому. Задумайтесь над этим, поэкспериментируйте: попробуйте хотя бы один раз в течение дня, перед тем как что-то делать, спросить себя — а что это мне дает для спасения и вы, к своему ужасу, увидите, что почти 90 процентов и более, мы занимаемся тем, что вовсе не спасает нашу душу. Попробуйте, поэкспериментируйте, не пожалеете (это конечно для тех, кто действительно хочет спасения). Господь подарил бесценный дар — время, которое мы бездарно транжирим. Мы преступно, против себя, убиваем время, не задумываясь о вечном. Страшно, когда в предсмертных муках, душа уже видит страшный зов бездны, а сделать ничего не может; время прогуляно, пропито, промотано в житейских передрягах и поисках того, что «именно вы этого достойны», убито участием в массовках жизни или бесконечном блужданием в интернете. Выход же из этой беспросветности заключен лишь в Евангелии, в жизни по его заповедям в лоне Православной Церкви. Только здесь можно найти ту Божественную Благодать, которую дается нам через Божественное откровение, данное нам и воспринимаемое нами не только разумом, но и онтологически через Таинства. Все другие религиозные мировоззрения и практики вне Церкви Христовой абсолютно безблагодатны. Речи о спасении в них быть не может».
Кажущаяся простота отдельных мест книги оборачивается проникновением автора в глубины экзистенциального и онтологического опыта личности, становление которой происходит как постоянный выбор и реализация дара свободы воли, осознание своего места по отношению к тем, кто рядом, к самому себе и через это — к Богу.
При чтении необходимо учитывать, что это не систематизированный научный труд; перед вами своего рода духовный дневник, который от этого еще более ценен, так как показывает духовный путь человека, его написавшего. Вообще представляется, что решение отца Михаила начать публикацию своих работ, которые десятилетиями писались им, что называется «в стол», является знаковым событием, которое многим сможет помочь в обретении жизненных ориентиров.
А. А. Федотов