Сергий Ураков. Кто мой ближний

prop_urakov

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы, братья и сестры. Сегодня в евангельском чтении мы слышали притчу о милосердном самарянине. Что должен делать человек, чтобы иметь жизнь вечную? — спросил Господа законник. “Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя”, — так звучит ответ Ветхого Завета на заданный им вопрос.

Ветхозаветному Израилю понятна была любовь к Богу, но заповедь о любви к ближнему они понимали не достаточно хорошо, поэтому законник и задает вопрос: “кто мой ближний?” В этом вопросе кругозор ветхозаветного Израиля не выходил за пределы Израильского народа. “Ближним” мог быть только израильтянин, поэтому долг любви у ветхозаветного Израиля был лишь к своим соплеменникам.

Это заблуждение и раскрыл Господь в притче “о милосердном самарянине”. Иудеи и самаряне враждовали между собой. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Когда Иисус Христос рассказывает эту притчу законнику иудею, Он Сам Себя изображает под видом Самарянина, по бесконечному смирению, для того чтобы и нас научить, что и под самым презренным именем и званием мы можем сотворить великое благо, иногда даже большее, чем обладатели славного имени и великого звания.

Иисус Христос указал на вселенский характер заповеди о любви к ближнему. Господь сделал эту заповедь средоточием всех остальных и неразрывно связал ее с заповедью о любви к Богу, сделал эту заповедь универсальной. Надо любить не только друзей, но и всех людей, которые встречаются нам на нашем жизненном пути. “Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас”, — говорит Господь. Мы не можем угодить Богу, если не будем уважать других людей, особенно самых покинутых, наименее заслуживающих внимания. Любовь к ближнему нельзя отделить от любви к Богу, как и любовь к Богу нельзя отделить от любви к ближнему. “Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец”, — говорит святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

Божия любовь лежит в основе нашего мира, и она без остатка отдает себя людям. Призыв всего Евангелия – призыв к любви. Все, чего мы для себя желаем, мы должны стараться желать и другим людям. Конечно, это трудно, но нужно отказываться от всякого себялюбия, отрывать внимание от себя, вглядываться в другого человека. Необходимо понять, что надо использовать любую возможность помощи людям, которые могут быть нам неприятны, а иногда даже страшны. Кто придет к ним с миром? Если милость не придет от Церкви, откуда они научатся милости, любви, жалости? Поэтому мы должны стараться любить людей любовью Христовой.

Естественно, не составляет особого труда иногда выступать с лекциями о христианстве или говорить о любви Христовой людям. Все это ни к чему не обязывает: пришел, сказал и ушел. Это не предполагает любви. Можно прийти, потому что тебе сказали прийти. Можно ежедневно рассуждать о Божественных вещах, но настоящими христианами мы можем стать только тогда, когда мы будем исполнять Евангельские заповеди в повседневной жизни, когда будем готовы понести на себе телесные и духовные болезни людей, которые нуждаются в помощи.

Если человек ходит в церковь, постится, бдит и молится, но не считает нужным позаботиться о тех, кто умирает в одиночестве от греха, то духовность такого человека и такой церкви весьма ущербна. Эта причастность не приносит плоды, это мертвая духовность. Сердце человека нужно приобщить к святости Божией. Это невозможно, если мы не сможем показать плоды духа на людях, которые нас окружают, которые нуждаются в нашей помощи, в нашей поддержке. И не важно, как и чем мы поможем человеку, делом или просто добрым словом, главное, чтобы желание помочь было искренним, исходило из сердца.

В жизнеописании преподобного Макария Великого есть поучительный эпизод о христианской любви к любому человеку, который встречается на нашем жизненном пути вне зависимости от его вероисповедания и социального положения в обществе. Однажды старец вместе со своим учеником путешествовал по пустыне и приказал ученику идти вперед. Ученик ушел вперед и встретил идущего навстречу языческого жреца, который нес на плече тяжелое бревно. Ученик обругал язычника, оскорбленный жрец избил его и продолжил путь. Через некоторое время путь жреца пересекся с путем преподобного Макария. Старец с уважением поприветствовал жреца и похвалил его за труд. Изумленный язычник попросил старца рассказать ему о своей вере и о причинах различия между ним и встретившимся ему ранее бранливым христианином. Через некоторое время бывший жрец крестился, а затем и принял постриг в обители Макария. Преподобный Макарий говорил, что злое слово и добрых злыми творит, а доброе слово и злых соделывает добрыми.

Господь показывает нам примеры, какой должна быть христианская любовь. Не мне решать, кто мой ближний, если человек нуждается в помощи, не важно, знаю я его или нет, будь он даже моим врагом, это побуждает меня стать его ближним. Христианская любовь должна проявляться к любому человеку, которого Бог дает нам встретить на нашем жизненном пути. В этом и есть отличительная черта Нового Завета от Израиля ветхозаветного, в этом основа Церкви Христовой. Аминь.

// Проповедь студента II курса богословского отделения академии Сергия Уракова на Божественной литургии 27 ноября 2011 г.


Опубликовано 27.10.2011 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter