1-2 апреля 2015 года в Московской духовной академии под эгидой Учебного комитета Русской Православной Церкви были проведены курсы повышения квалификации преподавателей библейских дисциплин. В качестве лекторов в них приняли участие представители Санкт-Петербургской православной духовной академии заведующий кафедрой библеистики протоиерей Димитрий Юревич и секретарь кафедры Д.Г. Добыкин. Всего для участия в работе курсов собралось более 80 преподавателей духовных академий и семинарий Русской Православной Церкви.
Первый день работы открылся приветственным словом председателя Учебного комитета, ректора МДА архиепископа Верейского Евгения (Решетникова). Владыка Евгений обратил внимание на слова Н.Н. Глубоковского о том, что только синтез библейской экзегезы и богословия способен привести к подъему в богословских исследованиях, поделился мыслями об истории и задачах изучения Слова Божия в духовных учебных заведениях.
Затем состоялся круглый стол на тему «Современная православная библеистика: проблемы и перспективы», модераторами которого выступили профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталия Юрьевна Сухова и прот. Д. Юревич.
Во время второго заседания прозвучал ряд докладов. Первый из них, прочитанный Н.Ю. Суховой, был посвящен теме «Наследие русской академической библеистики». Она выделила и подробно охарактеризовала семь периодов в развитии русской библейской науки до революции 1917 г., прибегая к редким и малоизвестным источникам.
В докладе прот. Д. Юревича «Задачи современной отечественной библеистики» было указано, что термин «библеистика», не принятый до революции, начал активно использоваться в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях только 10 лет назад в период реорганизации библейских кафедр. Он был введен как синоним традиционного выражения «изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета» и предполагает изучение Библии как богодухновенного текста в русле церковной традиции и с использованием церковных методов. В то же время существует альтернативное понимание термина «библеистика» и существует связанная с таким пониманием альтернативная, возникшая и развившаяся в западной среде, нецерковная а иногда и антицерковная традиция изучения Библии.
В церковном изучении Священного Писания следует различать основную цель и вспомогательные цели. Главная цель — приготовить и побудить читателя к христианскому деланию, рассматривать библейский текст как руководство к действию, как важное подспорье в деле личного Спасения. Эта цель ставится в церковной науке, но ее чужды светские, секулярные исследования Библии. Из указанной цели можно вывести ряд вспомогательных, касающихся научного изучения Священного Писания и его преподавания. В научном плане не только важно усвоить фактологические плоды западной науки, но и попытаться найти свой собственный путь, которым может стать призыв прот. Г. Флоровского «вперед к отцам!», осуществление которого предстоит уже не в области патрологии, а в области библеистики. Это будет означать синтез на различных уровнях: историческом, филологическом и экзегетическом, последний из которых включает в себя как богословие текста, так и нравственный императив.
И.о. заведующего кафедрой библеистики МДА прот. Александр Тимофеев в своем докладе на тему «Учебный план магистратуры кафедры библеистики МДА как пример комплексной программы подготовки и самоподготовки специалистов и преподавателей в области библейских дисциплин» изложил опыт преподавания библеистики в магистратуре МДА. Обучение библейским дисциплинам продолжается 3 года, причем 1-й год — подготовительный и посвящен преимущественно изучению древних языков, 2-й и 3-й — основные, связаны с изучением экзегезы Слова Божия. На всех годах обучения выделяются филологический, историко-культурный, богословско-экзегетический и патролого-экзегетический модули, вбирающие в себя соответствующие дисциплины.
Доклад доцента ПСТГУ А.С. Небольсина «Основные периодические издания по библеистике. Актуальные проблемы на примере изучения книги Откровения» состоял из двух частей. В первой говорилось о периодических изданиях, в которых можно найти публикации академического уровня по библейской тематике. Докладчик особо остановился на научно-богословском журнале СПбДА «Христианское чтение» и его библейских выпусках, подчеркнув высокий уровень статей и престижность размещения публикаций в данном издании. Вторая часть доклада была посвящена изложению современных вопросов изучения книги Откровения Иоанна Богослова.
Закончился первый день обсуждением насущных проблем в области изучения и преподавания Священного Писания в духовных учебных заведениях. Обсуждение проходило в трех группах: рассматривались задачи в области учебной библеистики (модераторы — прот. Д. Юревич и Д.Г. Добыкин; в области организации научно-исследовательской работы студентов и преподавателей (база кластеров исследовательских тем: от диссертации до реферата; модераторы — Н.Ю. Сухова и заведующий кафедрой библеистики Саратовской ПДС доцент А.С. Кашкин); в области содействия преподавателям в приобретении и углублении специализации в области библеистики (модераторы — прот. А. Тимофеев и преподаватель МДА М.В. Ковшов).
Во второй день до обеда состоялся ряд обучающих семинаров, в том числе семинары, проведенные прот. Д. Юревичем («Традиция русской библеистики и современные исследования — на примере экзегезы Евангелия от Иоанна») и Д.Г. Добыкиным («Поиск метода толкования библейского текста в русской библеистике»).
После обеда на заключительном заседании было принято предложение в адрес Учебного комитета о создании Общества преподавателей Священного Писания. Целью общества была обозначена координация и содействие деятельности преподавателей библейских дисциплин духовных учебных заведений в изучении и преподавании Слова Божия в традиции Православной Церкви. Были намечены проекты, которым может способствовать деятельность общества (как учебно-методические, так и научно-исследовательские). По итогам заседания было принято коммюнике.
Фото: Пресс-служба МДА
Пресс-служба СПбПДА