Протодиакон Константин Маркович. Святитель Петр Хрисолог. Слово 75 на Воскресение Христово

Протодиакон Константин Маркович. Святитель Петр Хрисолог. Слово 75 на Воскресение Христово

Жизнь и наследие Свт. Петра Хрисолога

Имя свт. Петра Хрисолога (Златословесного), архиепископа Равеннского в России известно лишь немногим людям, интересующимся латинской патристикой.

Однако на христианском Западе св. Петр издревле снискал славу выдающегося отца и учителя Церкви, блестящего проповедника и оратора. Сам эпитет “Златословесный”, присвоенный ему в IX в. равеннским летописцем, аббатом Андреем Агнелом, свидетельствует о том, что св. Петра сравнивали с его константинопольским современником — св. Иоанном Златоустом. O. Bardenhewer считал, что первенство в области церковного красноречия среди латинских отцов принадлежит блаж. Августину и свт. Амвросию Медиоланскому, но второе место после них занимают свт. Лев Римский, Максим Туринский и свт. Петр Хрисолог .

О жизни св. Петра известно немного. Точная дата его рождения неизвестна. Согласно одной версии, он родился в городе Forum Cornelii (Имола) около 380 г. и был в молодости  посвящен там в сан диакона епископом Корнелием.  Между 429 и 439  гг. св. Петр был избран и посвящен Римским папой св. Сикстом III  в сан архиепископа Равенны. Легенда гласит, что после смерти архиепископа Иоанна клир и народ Равенны выбрали своего кандидата послали его вместе с представительной делегацией в Рим к папе Сиксту  для посвящения. Но св. Сиксту во сне явились св. апостол Петр   и св. Апполинарий, первый епископ Равенны. Вместе с ними в видении св. Сикст увидел диакона Петра, которого прежде никогда не видел.  Апостол Петр повелел папе Сиксту поставить Петра епископом Равенны.  Спустя некоторое время в Рим из Равенны прибыла делегация, в составе которой был Корнелий, епископ Имолы, и сопровождавший его диакон Петр. Увидев Петра, св. Сикст поведал пришедшим о своем видении. Граждане Равенны поверили папе Сиксту и с радостью приняли св. Петра, как своего архипастыря.

Более всего св. Петр прославился как мудрый архипастырь и неустанный проповедник Слова Божия. Прибыв в Равенну, он обнаружил, что христиане — жители города продолжают ради веселья праздновать языческие праздники и соблюдать обычаи, несовместимые с христианской верой и нравственностью. Своим пламенным словом он старался отвратить народ от нечестия и искоренить остатки язычества. В обличительном слове, произнесенном им в день наступления Нового Года, он говорит “Но, кто-то возразит: все это — не совершение богохульных обрядов, а только желание принять участие в развлечении. Это радость о новом времени, а не безрассудство старого. Это — начало Нового Года, а не языческое беззаконие. О человек! Ты заблуждаешься! Эти дела — не развлечение, они — грехи. Кто развлекается нечестием? Кто шутит с тем, что богохульно? Кто называет поступок, требующий искупления, поводом для смеха? Те, кто согласны с этими возражениями, совершенно полностью обманывают себя. Тот, кто рядится в одежды тирана — есть сам тиран. Кто сделал себя богом, стал как бы отрицающим истинного Бога. Тот, кто пожелал нарядиться в маску как идол, отказался носить образ Божий. Тот, кто пожелал шутить с диаволом, не сможет возрадоваться со Христом. Никто не играет со змеем без опасности и никто не шутит с диаволом безнаказанно” .

Св. Петр был твердым и последовательным защитником православной веры и евангельской морали. Он строго и последовательно придерживался православных взглядов в богословии и обличал ереси – несторианство, пелагианство, монофизитство – смущавшие Церковь в его время. Так, монофизит Евтихий, осужденный в 448 г. собором в Константинополе под председательством патр. св. Флавиана, подал апелляцию Римскому папе св. Льву и еще нескольким предстоятелям авторитетных церквей, в частности в Равенну св. Петру. Св. Петр в ответном послании доброжелательно, но настойчиво увещевал Евтихия не нарушать церковного мира, и во всем следовать учению римского епископа — свт. Льва Великого.    Вместе с тем, в своей личной жизни св. Петр показывал образец скромности, кротости и миролюбия. “Он был прекрасен видом, любезным в обращении, до него не было ни одного епископа, подобного ему в мудрости, ни после него” – так характеризует Агнелл св. Петра.  “Если бы он не был столь преданным и благочестивым пастырем душ, — писал американский историк E. Simmons — если бы он обратил свой ум и свое внимание церковной и светской политике, вместо того, чтобы посвятить себя полностью духовным обязанностям епископа, мы бы несомненно знали больше о его жизни”.

Св. Петру Господь открыл в видении день преставления. Св. Петр оставил Равенну и вернулся в свой родной город – Имолу. Там он пожертвовал церкви св. Кассиана золотой венец, украшенный драгоценными камнями, золотую чашу и патену, приготовленную заблаговременно к этому дню. Перед смертью он совершил молитву в церкви и благословил народ. Скончался св. Петр Хрисолог 2 декабря 450 г. и был погребен в базилике св. Кассиана.

До нашего времени дошло 176 Слов свт. Петра, собранных Феликсом, архиепископом Равенны между 707 и 717 гг., а также еще 15, [1]не вошедших в collectio Feliciana. Впервые были напечатаны Агапитом Винсентино в 1534 г. в Болонье. Между 1534 и 1761 гг. Слова Хрисолога были изданы 44 раза, что свидетельствует об их популярности в то время. В 1643 священник одного из приходов  епархии Имолы  Доминик Мита подготовил очередное издание, в котором он дал заглавие каждому слову и добавил свои аннотации. В 1750 г. в Венеции Себастьян Паули издал текст, который впоследствии был включен аббатом Жан-Полем Минем в 52 т. Patrologia Latina.   В 1794 г. в Москве был отпечатан церковно-славянский перевод Слов в двух томах, однако за основу был взят текст, имевший существенные разночтения с текстом из Patrologia Latina.

Слово 75 на Воскресение Христово

Как долго я был вдалеке от Вас, так вдалеке от меня было и слово[2]. Но молитесь, братья, чтобы Господь, вернув меня к вам, соизволил также вернуть и вновь даровать мне слово.

Вы слышали евангелиста повествующего: “Вечером субботним, — говорит он— на рассвете первого дня недели”[3] (ср. Мф. 28.1). Что здесь человеческий разум понимает? Что здесь человеческая мудрость мыслит? Вечер заканчивается, но новый день еще не начинается, еще не рождается свет, но тьма. Но здесь Создатель вещей изменяет свойства вещей, так, чтобы в воскресении Господа вы разумели нечто совершенно Божественное, а не человеческое.

 Как только Христос восстал, вечер стал светом для верующих, но для неверующих день принес тьму. Ибо для учеников ночь стала днем, но для евреев день обратился и стал ночью. “От шестого же часа сделалась тьма по всей земле до часа девятого (ср. Лк. 23. 44)”. То есть ясность полдня была полностью покрыта тьмой и исполнилось написанное в Писании: “Cолнце закатится в полдень” (ср. Ам. 8. 9.). Закатится для них, для евреев, ибо для нас “ночь воссияет как день” (ср. Пс. 138 . 12.), ибо вечер, который всегда склоняется в глубокую тьму, устремился и окутался светом, и исполнил сердца всех смертных сиянием Воскресения Христова из ада.

Вечером субботним на рассвете первого дня недели”. Потому что была (суббота) освещена субботой Христовой, она не была отменена, “Ибо Я не нарушить закон, но исполнить”. (Ср. Мф. 5. 17. ) Она была освещена, чтобы изливала свет на День Господень, чтобы ясно светило в Церкви то, что было темным во мраке иудейской синагоги.

Пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб”. Предшествуют апостолам по служению, жены, которые по полу следуют после мужчин, по чину[4] — после апостолов. Но здесь не показывают апостолов медлительными те, кто не внешний вид женщин, а образ Церквей несут ко гробу Господа. Мария и Мария, вторая как первая и первая как вторая. Мария — Матерь Христа, одно (Ее) имя удваивается в (двух) женах, поскольку Церковь, происходящая из двух народов, то есть из язычников и иудеев, единой изображается из двух человек, ибо “первые будут последними, а последние первыми” (Мф. 20. 16).

Подходит Мария ко гробу, подходит к утробе воскресения, подходит к рождению жизни, то есть ко Христу, Который вышел из гроба веры, как был рожден из лона плоти; и Того, Кого заключенное девство привело к земной жизни, заключенный гроб возвращает к жизни вечной.

Это есть знамение Божества — сохранить Деву нетленной после рождения, это есть знамение Божества — выйти во плоти из гроба. Мария и Мария пришли, чтобы увидеть гроб. Видишь, что они пошли чтобы видеть не на Господа, а гроб, ибо они не искали среди мертвых того, кто был уже жив, ибо они верили, что Господь уже воскрес.

Но ангел сошел и отвалил камень. Отвалил камень не для того, чтобы дать возможность выйти Господу, но для того, чтобы показать миру, что Господь уже воскрес, чтобы дать подтверждение веры сослужителям[5], а не для того, чтобы подать помощь Господу для воскресения.

Отвалил камень — ради веры, потому что привален был ради неверия.  Отвалил камень, который стал извещением жизни, хотя поставлен был для охраны смерти.

Молитесь, братья, чтобы ангел сошел ныне и изгнал всю грубость наших сердец, отворил заключенный наш разум, и засвидетельствовал также, что Христос воскрес из наших душ[6], ибо как сердце есть небо, на котором Христос живет и царствует, так и грудь есть гроб, где Христос еще удерживается, будучи мертвым и погребенным. Смерть Христова в прошлом.  Христос, как человек, страдал, воскрес и был погребен, ныне он есть, живет, царствует, пребывает и остается навсегда как Бог[7].   Слушайте апостола: “Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. (2 Кор. 5:16) “Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога” (6. 10), это означает, что Он живет как Бог[8].

Ангел отвалил камень и сел на нем, чтобы учить о Воскресении, а не чтобы отдыхать от усталости. Небесная природа не ведает усталости, не знает труда; но стал камень ангельским сидением[9], кафедрой небесного учения, школой жизни, — тот, что есть дверь смерти для иудеев, установленный для служения праху, для зловещей тишины.

“Вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег” (Мф.28:3).  Блистание его лика отличалось от ослепительной белизны его одежды, так что блистание ангельского лица было сравнено со светом, а его одежды со снегом, ибо свет происходит с неба, а снег — с земли.  Послушайте пророка, говорящего: “Хвалите Господа от земли, … огонь и град, снег …” (Пс. 148. 7-8). В лике ангела видимо сияние небесной природы, и в одеянии его изображена благодать общения с человечеством, и наружность ангела говорящего была смягчена, чтобы плотские глаза могли вытерпеть спокойное сияние его одежды, и от отблеска света его лика трепетать в благоговении перед вестником воли Творца.

“Устрашившись его, стерегущие пришли в ужас и стали, как мертвые” (Мф.28:4).  Почему в ужас?  Потому что они охраняли из-за старания, происходящего от жестокости, но не из-за покорности, происходящей от благочестия.  Те, кого покинула совесть и преследует чувство вины, Повержен, покинут, не может встать тот, кого покинула совесть и кого преследует вина. Вот почему ангел поразил ужасом злых, но обратился со словами утешения к праведным: “Не бойтесь!”  Это значит: “Да боятся не те, кто ищут, а те, кто преследуют”.

“Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6 Его нет здесь — Он воскрес, как сказал”.

Это значит “Я пришел научить вас, а не скрыть Его, ибо Он есть Тот, кто сотворил нас, и Сам воскресил Себя из мертвых.

Видишь, что ангел пришел, чтобы как служитель он мог бы удостоверить делом то, что Господь предсказал словом, и показать, что Господь имеет власть смерти и жизни, поскольку перед своей смертью Он предсказал воскресение. Ибо будьте уверены, что Он знал, и мог избежать (смерти). Но так как Он мог победить (смерть), Он не отступил, так что слава воскресения покрыла позор смерти.

Мы рассмотрим позже то, что следует далее, братья, ибо усталость от столь недавнего путешествия удерживает нас от продолжения и растягивания нашего слова.


[1] См. Alejandro Olivar.  “Los sermones de San Pedro Crisólogo: estudio crítico”. Abadia de Montserrat. 1962 сс.447-494. [2] Sermo – проповедь. [3] Дословно в тексте:  “Vespera, sabbati quae lucescit in prima sabbati…” Это прочтение Мф. 28. 1, также как и следующие цитаты из Библии, расходятся с текстом Вульгаты, которая в то время не была  распространена на латинском Западе. Вероятно, св. Петр пользовался переводом Itala Interpretatio, или иной редакцией латинского текста Библии, или цитировал этот стих по памяти. [4] Ordine  от Ordo – Чин, сословие; духовный, церковный сан. [5] Conservi – имеются ввиду апостолы, как сослужители ангелов. [6] Досл. mentibus [7] Ср. Рим. 6.10. [8] Этим утверждением св. Петр подчеркивает божество Христа и неотделимость божественной природы от личности Христа в противовес лжеучениям ариан и несториан. [9] Sessio.

Опубликовано 14.04.2015 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter