Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Тайная Вечеря, которую мы воспоминаем сегодня, занимает особое место в литургическом круге Православной Церкви. Этот день значим для нас не только потому, что это была последняя прощальная трапеза Христа с учениками. Особенность вечери состоит в тех действиях, которые совершил Христос во время традиционной Пасхальной вечери, изменивших ее обычный порядок. Это умовение ног апостолам и установление Таинства Тела и Крови.
Умовение ног – образ служения в любви и смирении, об этом говорит Сам Иисус Христос: «Я посреди Вас как служащий» (Лк. 22: 27). Но Бог служит людям не только в рамках этой вечери, Бог служит людям с самых первых дней творения.
Он создает человека по Своему Образу, поставляет его в раю сладости, даруя ему бессмертие жизни и наслаждение вечных благ. Человек же отвергает служение Бога, избирая служение диаволу.
Однако отверженный человеком Бог не отвращается от Своего создания и продолжает служить ему: обещает спасение, многократно и многообразно является посредством пророков, в помощь вручает закон.
К сожалению, и это служение Бога в направлении спасения человека не было в полноте усвоено людьми: народ предпочитал жестоко расправляться с провозвестниками Божественной воли, служить языческим богам, исполнять собственный закон традиций и предписаний.
Но Бог продолжал служить, являя теперь Свое служение в миссии Иисуса Христа. Кульминацией этого служения стал Крест, но перед ним Учитель дает Своим ученикам урок служения.
В самом умывании ног важен образ опоясывания. Во-первых, это образ служения. Апостол Лука повествует об одном рабе, который вернулся с поля и господин которого призывает его к служению со словами: «Приготовь мне пообедать и, подпоясавшись, служи мне» (Лк. 17: 8).
Опоясывание также связывается со страданиями. После Своего Воскресения в разговоре с ап. Петром Господь говорит: «Когда состаришься, протянешь руки твои, и другой опоясает тебя и поведет куда не хочешь» (Ин. 21: 18), далее евангелист Иоанн поясняет: «Это Он сказал, давая понять, какою смертью он прославит Бога» (Ин. 21: 19).
Следовательно, образ опоясывания это одновременно и образ служения, и образ страдания. В контексте совершаемой Вечери данный акт представляет собой служение, осуществляемое в смерти. Теперь Он, Христос, Тот жертвенный Агнец, через Которого придет спасение людям. И именно в таком свете ученики должны усвоить урок этого служения, как участие в Его страданиях, в противном случае они не будут иметь части с Ним.
Реальное же приобщение к страданиям и славе Христа достигается посредством вкушения Его Плоти и Крови: «Приимите ядите, сие есть тело Мое, еже за вы ломимое. Сия есть кровь Моя, Нового Завета, еже за вы проливаемая».
И это стало другим действием, фактически оказавшемся в центре Пасхальной трапезы и коренным образом изменившем ее. Христос устанавливает онтологически новую Пасху – вечерю Его Тела и Крови. Он совершил последнюю в истории иудейскую Пасху, впредь Его ученики будут собираться вокруг Его Тела и Крови, воспоминая таким образом Его страдания, Крест, тридневное воскресение, вознесение, второе славное пришествие. В новом явлении Христа люди приобщатся новому вину Божественного веселия Царства Христова. Таким образом, приобщение Его Плоти и Крови есть предвосхищение Его Царства.
И на этом пути предвосхищения нового Царства каждый из нас должен усвоить и соделать частью своей жизни этот бесценный акт служения Бога творению, дабы ответить Богу взаимностью, суть которой не в сохранении буквы обрядов и традиций, но в кротком и живом свидетельстве факта реального Богоприсутствия в этом мире.
Аминь.
Проповедь священника Дионисий Харина на литургии в Великий Четверг 12 апреля 2012 года.