Немало вопросов возникает у людей в дискуссии вокруг возможности передачи Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Ответить на наиболее частые из этих вопросов мы попросили руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову.
Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас?
Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед – Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек.
А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП «Исаакиевский собор»), посвященного настоятелям Исаакиевского собора:
Собор прп. Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство Приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода – вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля.
Приход Исаакиевского Кафедрального собора включал в себя Зимний дворец и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом.
В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать – знак того, что Комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля.
Стоит обратить внимание на все эти факты, особенно тем, кто заявляет, что собор никогда не принадлежал Церкви и никогда не был приходским.
В 2012 году храм-памятник Исаакиевский собор перешел из федеральной собственности в собственность города. В 2014 году у Санкт-Петербургской епархии сменился руководитель, и владыка Варсонофий среди приоритетов своей деятельности, безусловно, ставит возвращение Церкви храмовых зданий, которым необходимо выполнять их прямое богослужебное назначение. Поэтому обращение главы епархии к руководству города с просьбой о передаче в безвозмездное пользование Исаакиевского собора вполне логично.
В епархии отмечают, что исполнение федерального закона от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности” в Петербурге занимает довольно длительное время. Примером тому служит Благовещенская церковь Александро-Невской Лавры, о возвращении которой было заявлено 2 года назад, но до сих пор вопрос не решен.
Что касается Исаакиевского собора, то ответа на запрос еще нет, и рано говорить о каких-то конкретных шагах и решениях.
«Опять все передается в собственность РПЦ?!»
Церковь не просила о передаче Исаакиевского собора в собственность! Было направлено обращение о передаче в безвозмездное пользование Русской Православной Церкви в лице Санкт-Петербургской епархии здания Исаакиевского собора на основании действующего законодательства. Собор-памятник останется в государственной собственности.
Если службы в Исаакиевском соборе совершаются, то чем епархию не устраивает нынешнее положение дел?
Сейчас богослужения совершаются только в левом приделе Исаакиевского собора, в небольшом пространстве, по всему храму в этот момент идут экскурсии… В главном приделе разрешают богослужения только на большие праздники – престольный, Пасхальную вечерню и еще несколько дней – по особой договоренности.
Немногие знают, что у Исаакиевского собора есть свой приход. Даже многие петербуржцы удивляются, что в храме, оказывается, проводят регулярные богослужения, а не только по выходным и главным церковным праздникам. Кстати, только этой весной дирекция музея разрешила сопровождать вечерние и утренние богослужения колокольным звоном.
Богослужения «в гостях у музея» совершаются по графику в строго отведенное время, в таких условиях организовать полноценную приходскую жизнь просто невозможно. А ведь исторически при соборе существовало братство, известное своей просветительской и благотворительной деятельностью.
Тем, кто заявляет, что в случае передачи собора в пользование епархии он не заполнится прихожанами, отвечаем: как только люди привыкнут, что храм это храм, а не музей, он заполнится. Сейчас многие до сих пор сомневаются не надо ли заплатить за вход, чтобы попасть на службу.
Когда храм будет передан Церкви, поток туристов ограничат? И нельзя будет кому угодно зайти?
Думаю, что все аргументы о печальном будущем храма в случае его возвращения Церкви разбиваются о реальный опыт. Казанский кафедральный собор, святителя Николая Чудотворца (Николаевский) Морской собор в Кронштадте, Троицкий собор Александро-Невской лавры, да и собственно абсолютно все переданные епархии соборы и храмы не стали менее доступны.
Вход в знаменитые европейские католические соборы Святого Петра в Риме и Нотр Дам де Пари – бесплатный. Представляя собой выдающиеся памятники архитектуры, истории и искусства, эти храмы остаются действующими католическими церквями, где проходят регулярные службы, при этом туристический поток в них не иссякает.
Если собор будет возвращен Церкви, то не только не возникнет ограничений доступа всех желающих в храм, но и вход будет бесплатным – не нужно будет платить за входной билет, как это происходит сейчас. Посмотрите, в Казанском соборе сейчас совершаются регулярные богослужения, доступ для всех желающих открыт все время. И во время богослужения можно беспрепятственно пройти по всему храму. Есть и европейский опыт организации доступа в храм, когда огораживается место для молящихся. В соборах во время католической мессы молящиеся заходят за ограждение, а туристы могут спокойно ходить вокруг. Каждый волен придти в храм со своей задачей: кто-то помолиться, а кто-то — с познавательными целями.
В то же время доступ в храмы, находящиеся в ведении музеев (и речь не только об Исаакиевском соборе, а и о Благовещенской церкви, где расположен до сих пор музей городской скульптуры) оказывается ограничен. Плата за вход не такая уж низкая. Далеко не каждый горожанин и турист в состоянии позволить себе оплатить вход и полюбоваться творениями известных зодчих. Не говоря уже о том, что для иностранных туристов плата за вход выше, нежели для российских посетителей.
Кроме того, в Церкви имеется опыт создания при храмах, имеющих особый историко-культурный статус, церковных музеев в форме частных негосударственных учреждений культуры, на которые возлагаются экскурсионно-просветительские функции.
После передачи Церкви Исаакиевского собора возникнут проблемы с обеспечением сохранности здания?
– В нашей епархии десятки примеров храмов, которые возвращались в плачевном состоянии и реставрировались силами прихода и благотворителей на высочайшем уровне.
Например, Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Настоятель собора Епископ Царскосельский Маркелл всегда с гордостью показывает пещерную (нижнюю) церковь в честь преподобного Серафима Саровского, которую восстановили очень скрупулезно: если храм был расписан фресками, то воссоздавали их узор в узор, точно восстанавливали обитый басмой иконостас, ткани для обивки стен заказывались на мануфактуре и т.д. А храм был передан в чудовищном состоянии. Таких примеров много – Александро-Невская Лавра, храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский»), Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе, храм святого пророка Илии на Пороховых, Благовещенская церковь на Приморском проспекте и другие.
Важно отметить, что никто не собирается отказываться от помощи профессионалов. В Церкви понимают, что Исаакиевский собор – это уникальный памятник архитектуры, что там присутствуют самые разные образцы пластического искусства, требуется особое внимание специалистов.
Кроме того, в епархии имеется должность древлехранителя, профессионала со штатом сотрудников, отвечающих за реставрацию и сохранение памятников. При необходимости будут привлекаться организации, специализирующиеся на тех или иных вопросах, связанных с сохранением и использованием собора как объекта культурного наследия. И, безусловно, высококлассные специалисты и музейные работники, которые посвятили свою жизнь Исаакиевскому собору, будут востребованы и в условиях действующего храма.
Помимо древлехранителя, за всеми процессами реставрации тщательно наблюдают сотрудники соответствующих комитетов города. Если речь будет идти о передаче собора в безвозмездное пользование, то будет составлен договор между городом и епархией, где будут учтены все вопросы по реставрации и сохранности здания. При внимательном соблюдении всех договоренностей и нюансов договора никаких вольностей допущено не будет.
Вместо послесловия
Церковь просит вернуть ей не театр или оперный зал, а храм Божий. Это великолепное здание строилось и предназначалось, прежде всего, для молитвы. Все – формы, структура, интерьеры храмового здания содержат глубокий смысл и подчинены именно этой главной цели.
Церковь в императорский период Российского государства управлялась Священным Синодом и Государем. Противопоставить их друг другу было невозможно. Государство в лице трех императоров – Александра I, Николая I и Александра II, курировавших строительство Исаакиевского собора, – помыслить не могло, что здание будет не храмом, а лишь музеем.
Исаакиевский собор сразу после своего освящения в 1858 году стал не только кафедральным собором северной столицы, но и главным собором империи. И оставался храмом, где постоянно звучала молитва, до конца 20-х годов 20 века. На южном фасаде собора, обращенном к Законодательному собранию Санкт-Петербурга, на фризе под барельефом Поклонения волхвов позолоченными большими буквами выбита надпись на церковно-славянском: “Храм мой храмом молитвы наречется”. Прочесть ее доступно каждому – и верующему, и атеисту.
А какие храмы Церковь восстановила сама?
Один из частых аргументов против передачи Исаакиевского собора – музейное сообщество восстанавливает, а верующие относятся к памятникам архитектуры небрежно. Вот список нескольких храмов в Санкт-Петербургской митрополии, которые были возвращены Церкви в сложном состоянии и были отреставрированы Церковью
Храм Рождества святого Иоанна Предтечи («Чесменский»)
Строительство храма было задумано императрицей Екатериной II. По преданию именно на этом месте она получила известие о победе в Чесменском сражении (7 июля 1770 г.). Храм построен в 1780 году архитектором Юрием Фельтеном в стиле псевдоготика. Освящен 7 июля 1780 во имя св. Иоанна Предтечи, в день Рождества которого была одержана победа при Чесме.
Чесменский храм был закрыт в июне 1919 года. Иконы и утварь были переданы в Государственный Эрмитаж. Прихожанам разрешили собираться в доме барона Вебера, владельца заводов лаков и красок, где богослужения проходили до 1924 года.
После закрытия лагеря в 1924 году, с 1925 по 1930 год в Чесменской церкви находился архив Главнауки, а с 1930 года — столярные мастерские Автодорожного института.
В 1930 году в храме произошёл пожар, в котором погибли интерьеры церкви, в том числе иконостас. В 1941 году здание церкви было передано под склад Авиационно-приборостроительному институту.
В годы Великой Отечественной войны находившиеся на переднем рубеже обороны дворец и церковь сильно пострадали. Уже в 1946 году был отремонтирован дворец. В 1970-е годы здание церкви было отреставрировано и приспособлено под филиал Центрального Военно-Морского музея «Чесменская победа».
Чесменская церковь была передана Санкт-Петербургской епархии в 1994 году. В 1998 году был воссоздан иконостас по первоначальному проекту XVIII века. В том же году состоялось полное освящение храма митрополитом Владимиром (Котляровым).
В настоящее время в церкви проходят регулярные богослужения, действует воскресная школа, хор, ведется активная социальная работа.
Благовещенский храм на Приморском проспекте
Первый деревянный храм построен в 1762 году. В 1803 он сгорел от удара молнии. Второй каменный храм построен и освящен в 1809 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
В 1937 году храм был закрыт. В 1946 – 1947 годах при реконструкции Приморского проспекта была снесена колокольня церкви и уничтожена большая часть кладбища. В здании церкви был размещен завод резиновых изделий. После его закрытия здание, находившееся, как гласила мемориальная доска, “под охраной государства”, пустовало и было приведено в полное запустение.
В 1992 году храм был возвращён православному приходу. Совместными усилиями прихожан храма и городских властей, выделивших средства из городского бюджета, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была отреставрирована в соответствии с сохранившимися обмерными чертежами начала XX века.
Был полностью восстановлен внешний вид храма, выполнена роспись внутри его купола, установлены все три иконостаса. 5 апреля 2003 года после полного завершения реставрационных работ митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил освящение храма.
Вознесенский (Софийский) собор в Царском Селе (Пушкин)
Построен шотландским архитектором Чарльзом Камероном в 1788 году. Освящен 2 июня 1788 года в честь праздника Вознесения Христова.
Закрыт в 1934 году. Здание собора было передано 32-й механизированной бригаде, использовавшей его в качестве склада. Территория площади была превращена в учебный полигон.
После Великой Отечественной войны в здании снова размещался склад, в котором разводился открытый огонь с целью утилизации отходов производства.
Юго-западная часть бывшей Софийской площади с 1960 года была занята гаражно-строительным кооперативом № 4. Оставшаяся часть площади была замусорена, в некоторых местах произошло заболачивание местности.
Церковная община была образована в 1988 году. 8 июня 1989 года на праздник Вознесения среди руин была отслужена первая служба.
В работе по разбору завалов и очищению храма принимали участие священники и прихожане храма. Во время расчистки подвалов были обнаружены артиллерийские снаряды, боеприпасы выносили сами священники на руках. Тем не менее, со дня возобновления служб богослужения в Софийском соборе не прекращались ни на один день.
В 1999 году основные реставрационные работы были завершены, и 17 мая собор был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.
К сожалению, из внутреннего убранства ничего не сохранилось, все создавалось заново.
Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством.
Собор поддерживает традиции, присущие полковому храму. В настоящее время тесное сотрудничество связывает храм с расположенными в Пушкине военными учебными заведениями. Ежегодно в стенах и на территории собора совершаются молебны для военнослужащих и курсантов, принимается присяга.
В сентябре 1990 года была открыта воскресная школа для детей, первые занятия в которой проходили в строительных вагончиках, установленных возле храма. Благодаря поддержке районной администрации общине передали заброшенное здание в непосредственной близости от собора. Это позволило в январе 1992 года начать работы по его реконструкции и к январю 1995 года перевести воскресную школу в новое помещение. Полностью перестроенное здание сделало возможным проведение занятий в нескольких группах одновременно и позволило увеличить число учащихся.
В 1994 г. причтом было начато издание приходской газеты «Софийский собор». К 1998 г. вышло 27 номеров газеты. С 1999 г. газета выходит под названием «Ковчег».
Важным объектом в социальной работе общины Софийского собора стала благотворительная столовая, которая разместилась в старом помещении воскресной школы. В этой столовой ежедневно питается около двухсот человек. Ведётся строительство Дома престарелых, который должен стать крупным социальным центром Царскосельского благочиния. Проект рассчитан на двадцать пять человек, каждый из которых будет иметь свою комнату со всеми удобствами.
Феодоровский Государев собор (Пушкин)
Заложен в 1909 как Государев собор Собственного Его Величества конвоя и Сводного пехотного полка, или приходской храм для царской семьи и полков царской охраны. Построен в 1909–1912. 2 сентября 1912 освящен верхний храм (архитектор Владимир Покровский) во имя Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы рода Романовых. Нижний пещерный храм (архитектор Владимир Максимов) освящен 10 декабря 1912 во имя прп. Серафима Саровского.
В 1922 собор был разграблен, в 1934 – закрыт и переоборудован под кинозал. Здание сильно пострадало от обстрелов во время Великой Отечественной войны. Были сильно разрушены стены северного и западного фасадов, повреждены перекрытия кровли, уничтожен главный купол. Лестница главного входа была разобрана. Архив, находившийся в храме, сгорел.
По некоторым сведениям, после войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище. В 1962 году взрывами были уничтожены пристройки к собору. Остов здания использовали для тренировок альпинисты. В 1985—1995 годах трестом «Леноблреставрация» была проведена частичная работа по восстановлению собора.
Храм возвращен верующим в 1991 в полуразрушенном состоянии. Перед реставраторами, пришедшим в Феодоровский собор, предстала весьма печальная картина. Надо было начинать с расчистки завалов, снятия копоти, восстановления первоначальной фактуры стен и сводов, нанесения новой штукатурки и, наконец, воссоздания росписей и интерьера в целом. Все это было бы невозможно без молитвенной помощи, творческой инициативы и активной деятельности нынешнего настоятеля Феодоровского собора епископа Царскосельского Маркелла, изыскавшего средства для проведения реставрационных работ. С 15 января 1992 совершаются богослужения в пещерном (нижнем) храме, а с 29 августа 1996 – в верхнем. Летом 2002 нижний храм вновь освящен. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством.
Храм святого пророка Илии на Пороховых
Деревянный храм построен и освящен в 1743. В 1781 заложен каменный храм, освящен 21 декабря 1785 года. В 1805–1806 рядом построен теплый храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского и освящен 6 октября 1806. В 1841 оба храма соединили.
В 1938 храм был закрыт, здание передано местной противовоздушной обороне (МПВО). В 1974 году в здании храма произошел пожар. В 1983 году частично отреставрирован. В 1988 году храм был возвращён епархии. 22 декабря 1988 года освящён не пострадавший от пожара Александро-Невский придел. В 1989 году освящён главный придел во имя святого пророка Илии. Памятник архитектуры федерального значения, охраняется государством.
При храме для взрослых и детей открыта воскресная школа, признанная по масштабу и организации учебного процесса одной из лучших в городе. Библиотека храма, насчитывающая 9000 единиц хранения, доступна всем желающим. По воскресным и праздничным дням в храме действует консультативная служба.