В Издательстве Духовной академии вышло учебное пособие ее преподавателя, кандидата богословия священника Михаила Легеева «Патрология. Период Древней Церкви».
Этой книгой Издательство открывает новую серию учебных пособий «Патрология», обращенную к преподавателям и студентам духовных учебных заведений, богословских факультетов светских вузов, а также читателям, интересующимся вопросами исторического развития церковной мысли.
Учебное пособие охватывает период святоотеческой письменности Древней Церкви (I-III вв.). Книга построена по принципу хронологического изложения материала. В основе авторского подхода лежит концептуальное видение исторического развития святоотеческой мысли как единого целого. Каждая представленная тема, посвящённая какому-либо из выдающихся отцов и учителей Церкви, отображает наиболее яркие, характерные черты их творчества.
Пособие ориентировано на изучение святоотеческих текстов и содержит обширную (350 страниц) хрестоматию в качестве приложения. Тематический материал позволяет быстро переходить от учебного раздела к соответствующему тексту хрестоматии.
Издательский совет Русской Православной Церкви присвоил книге гриф «Рекомендовано к публикации».
Книга имеет твердый переплет, содержит 592 страницы и включает в себя 23 главы (стр. 13-235), 3 приложения (стр. 236-238) и хрестоматию (стр. 239-588).
Учебное пособие «Патрология. Период Древней Церкви» можно приобрести в книжной лавке Академии, книжных магазинах Петербурга и Москвы, а также в Интернет-магазине Издательства.
Впервые, ввиду уникальности учебного пособия «Патрология. Период Древней Церкви», мы публикуем оглавление книги полностью.
СОДЕРЖАНИЕ
- Предмет патрологии: отцы и учителя Церкви
1.1. Что такое патрология? Общее понятие о предмете
1.2. Отцы и учителя Церкви — начальное «звено» предметной области патрологии
1.2.1. Понятие о духовном отечестве. «Отцы», «святые отцы», «отцы Церкви»
1.2.2. Учителя Церкви
1.2.3. Подведение итогов темы
1.2.4. Понятие об отцах Церкви в православной и в «западной» (римо-католической, протестантской) церковной науке; их отличия
1.3. Важность точного понимания предмета патрологии
- Предмет патрологии: тенденции и школы
2.1. Почему патрология не ограничивается изучением персоналий?
2.2. Богословские тенденции, течения, школы
2.2.1. Богословские школы — место «встречи» личности и Предания
2.2.2. Школа как направление мысли и как институт
2.2.3. Богословская школа как возможность проявления святости или порока
2.3. Характеристика основных направлений богословской мысли
2.3.1. «Запад» и «Восток»: география
2.3.2. Основные особенности двух типов богословского мышления
2.3.3. Богословские школы
- Предмет патрологии: Предание в истории
3.1. Что есть Предание?
3.2. Предание Церкви как единое целое
3.2.1. Единство и многообразие Предания
3.2.2. Исторический рост Предания
3.2.3. Общие закономерности исторического развития богословия
3.2.4. Апофатический и катафатический элементы исторического развития богословия
3.3. Определение патрологии
3.4. Уникальность патрологии в кругу богословских наук
3.5. Краткая периодизация святоотеческой мысли
- Метод патрологии
4.1. Историко-критический метод
4.2. Историческое развитие патрологического метода
4.3. Универсальные особенности святоотеческого метода работы с текстами
4.3.1. Consensus patrum: согласие отцов
4.3.2. Акценты, разногласия, ереси
4.3.3. Язык: сочетание старого и нового
4.3.4. Предание как предмет патрологии и патрология как часть Предания
4.3.5. Целеполагание
4.3.6. Подведение итогов
- Общая характеристика периода мужей апостольских
5.1. Общие сведения о периоде и хронология
5.2. Задачи, стоящие перед Церковью в этот период
5.3. Cвязь, преемство и отличие по сравнению с апостольским периодом
5.4. Персоналии
5.5. Богословие мужей апостольских: общие тенденции
5.5.1. Нравственная тематика
5.5.2. Христология
5.5.3. Экклезиология
- Дидахи
6.1. Цель написания и жанр
6.2. Почему произведение называется Дидахи?
6.3. Вопрос авторства и датировки
6.4. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви
6.5. Особенности стиля, метода и языка
6.6. Структура произведения
6.7. Важные особенности богословия
- «Пастырь» Ерма
7.1. Сведения об авторе
7.2. Церковный авторитет и значение для жизни Церкви
7.3. Цель произведения
7.4. Жанр произведения
7.5. Структура произведения
7.6. Главные особенности богословия
7.6.1. Богословие покаяния
7.6.2. Экклезиология
7.6.3. Христология
- Священномученик Игнатий Антиохийский
8.1. Сведения о жизни
8.2. Почему святой Игнатий именуется Богоносцем?
8.3. Творения
8.4. Богословие
8.4.1. Христология
8.4.2. Жизнь со Христом
8.4.3. Экклезиология
8.4.4. Учение о Евхаристии
- Общая характеристика периода апологетов
9.1. Общие сведения о периоде и хронология
9.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период
9.3. Что защищали и что не защищали апологеты?
9.4. Персоналии
9.5. Краткая история периода
9.6. Виды церковной письменности эпохи апологетов
9.7. Методы апологетов
9.7.1. Использование языка, понятий и образов античного мира
9.7.2. Богословская икономия и акривия — два акцента в диалоге апологетов с языческим миром
9.8. Богословие апологетов: общие тенденции
- Святой Иустин Мученик
10.1. Сведения о жизни
10.2. Творения
10.3. Важные особенности богословия
10.3.1. Учение о Логосе
10.3.2. Слово и дело
10.3.3. Тематика подражания
10.3.4. Тематика «введения в догматическое богословие»
10.3.5. «Катехизическая» тематика
- Священноисповедник Феофил Антиохийский
11.1. Сведения о жизни
11.2. Творения
11.3. Важные особенности богословия
11.3.1. Учение о богопознании
11.3.2. Учение о Предании
11.3.3. Троица
11.3.4. «Богословская акривия» как акцент мысли апологета в его синергийной и экклезиологической оценке внешнего мира
- Марк Минуций Феликс
12.1. Сведения о жизни
12.2. Характеристика апологии «Октавий»
12.2.1. Первый прием автора: сила и убедительность языческой аргументации
12.2.2. Второй прием автора: обвинения язычников есть обвинения самих себя
12.3. Богословие «Октавия»
12.3.1. Апофатика произведения
- Святитель Мелитон Сардийский
13.1. Сведения о жизни
13.2. Творения
13.3. Особенности апологетического богословия
13.4. Особенности богословия (на примере гомилии «О Пасхе»)
13.5. Христос, «Который есть все»
13.5.1. Тема образа и реальности
13.5.2. Тема смерти падшего человека
- Священномученик Ириней Лионский
14.1. Сведения о жизни
14.2. Творения
14.2.1. Гностицизм и борьба с ним святого Иринея
14.3. Важнейшие особенности богословия
14.3.1. Сотериология
14.3.2. Учение о Предании
14.3.3. Предзарождение троической проблематики III века
14.3.4. Между Западом и Востоком
- Общая характеристика периода III века — эпохи становления систематического богословия
15.1. Что изменилось к началу III века?
15.2. Главные задачи, стоящие перед Церковью в этот период
15.2.1. Активная миссия
15.2.2. Осмысление значения внутритроического бытия для человека
15.3. Персоналии
15.4. Краткая история периода
15.5. Богословие периода: общие тенденции
15.5.1. Триадология
15.5.2. Протология, сотериология, эсхатология
15.5.3. Зарождение тематики аскетического богословия
- Тертуллиан
16.1. Сведения о жизни
16.2. Значение для Церкви творчества Тертуллиана
16.3. Творения
16.4. Важные особенности богословия
16.4.1. Триадология: субординационизм Тертуллиана
16.4.2. Учение о Предании и экклезиология
16.4.3. Учение о богопознании
16.4.4. Монтанизм Тертуллиана
- Священномученик Киприан Карфагенский
17.1. Сведения о жизни
17.2. Творения
17.3. Особенности богословия (на примере сочинений «О падших» и «О единстве Церкви»)
17.3.1. Грани экклезиологии святого Киприана: святое наследие и ошибка
17.3.2. Достояние Церкви: жизнь во Христе
17.3.3. Учение о единстве Церкви
17.3.4. Радикальные стороны экклезиологии свщмч. Киприана
- Появление систематической экзегезы в первой половине III века
18.1. Несистематический характер экзегезы в I – начале III веков
18.2. Коренное изменение ситуации в 20–40-е годы III века
18.3. «Гекзаплы» и значение этого труда для богословской науки ранней Церкви
- Священномученик Ипполит Римский
19.1. Сведения о жизни
19.2. Творения
19.3. Особенности богословия (на примере сочинения «О Христе и антихристе»)
- Климент Александрийский
20.1. Сведения о жизни
20.2.Творения
20.3. Богословский историзм как важнейшая особенность богословия Климента
20.3.1. Путь отдельного человека к Богу
20.3.2. Интеллектуализм духовного пути — ошибка Климента
20.3.3. Исторический путь собирания человечества
20.3.4. Отношение Климента к богопротивлению софистики и ересей
- Ориген
21.1. Сведения о жизни Оригена
21.2. Двойственное значение Оригена для истории Церкви
21.2.1. Аскетизм Оригена и его связь с богословием
21.3. Творения
21.3.1. Причина возникновения систематического богословия у Оригена
21.4. Главные аспекты богословской проблематики Оригена
21.4.1. Триадология: субординационизм Оригена
21.4.2. Протология, сотериология и эсхатология
- Святые ученики Оригена
22.1. Две группы учеников Оригена
22.2. Святитель Дионисий Александрийский (Великий)
22.2.1. Сведения о жизни
22.3. Святитель Григорий Неокесарийский (Великий, Чудотворец)
22.3.1. Сведения о жизни
22.4. Значение богословия и труды святых Дионисия и Григория
22.5. Первые триадологические ереси
22.5.1. Модализм (савеллианство)
22.5.2. Динамизм (ересь Павла Самосатского)
- Священномученик Мефодий Патарский
23.1. Сведения о жизни
23.2.Творения
23.3. Важнейшие особенности богословия
23.3.1. Аскетическая тематика
23.3.2. Богословский историзм св. Мефодия
23.3.3. «Маленькая священная история» отдельного человека
23.3.4. Богословие свободы
23.4. Общее заключение
Приобрести книгу можно, как и другие издания Академии, в книжных магазинах Санкт-Петербурга и Москвы, а также Интернет-магазине Издательства и книжной лавке академии.
Пресс-служба СПбДА