Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Будем любить Господа, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин 4:19). С таким призывом, братья и сестры, в своем апостольском послании обращается к нам прославляемый ныне святой евангелист Иоанн Богослов.
Святой апостол призывает нас любить Господа, потому что Бог возлюбил прежде нас: даровал нам бессмертную жизнь, устроил наше земное бытие, и главное – Бог в лице Иисуса Христа принес Себя в Жертву за нас.
Согласно евангелисту, любовь ко Господу происходит не сама по себе, ее источником является Бог: «Смотрите, – возвещает святой апостол, – какую любовь дал нам Отец» (1Ин 4:7). Господь дарует нам Свою Божественную любовь. По причине Божественной любви у нас возникает ответная любовь ко Господу, которая приближает нас к Богу.
Каким образом нам понять, что в нас пребывает Божественная любовь? Ведь эта любовь, по евангелисту Иоанну, не может быть воспринята нашими чувствованиями: быть увидена, услышана, разумно понята, опознана душевными чувствами. Божественная любовь имеет иное происхождение, не укладывается в рамках нашего сознания, мироощущения. Приведем отдаленный пример из нашего видимого мира, который может свидетельствовать об инаковости Божественной любви. В нашей повседневной жизни мы встречаемся с таким явлением, как радиоизлучение. Каждый день нас окружают радиоволны. Их мы не ощущаем, не слышим, только иногда впоминаем об их существовании. Однако последствия их действия нам известны – почти все мы используем беспроводной интернет, сотовую связь. Божественную любовь невозможно воспринять естественными способами познания; «узнать», «ощутить» Божественную любовь, по словам святого Иоанна Богослова, можно через ее последствия – через нашу любовь к окружающим людям. Любовь к ближним является выражением, показателем Божественной любви, пребывающей в нас. Любовь к окружающим людям есть также верный признак нашей любви к Богу. Наша любовь к ближним подобна лакмусу. Если лакмусовую бумагу опустить в некоторую среду, она покажет определенный цвет. Так и наша любовь к ближним, подобная лакмусовой бумаге, обнаруживает в нас пребывание Божественной любви.
Нам необходимо осознавать, что Божественная любовь проявляется в нас не столько в виде определенного душевного чувства или состояния, сколько в любви к ближним – в делах милосердия, заботы. Несомненно, совершенная любовь – это действие или выбор, о чем свидетельствует апостол Павел в своем гимне любви (1Кор 13:4-7). Святой Иоанн Богослов возвещает в соборном послании: «Станем любить не словом или языком, но делом» (1Ин 3:18).
Таким образом, мы попытались ответить на вопрос: как нам следует любить ближних. Теперь зададимся вопросом: к кому из окружающих людей должна быть обращена наша любовь – ко всем или к немногим? Попытаемся рассмотреть самих себя. Кто-то из нас, может быть, любит многолюдность, находиться в центре внимания, в окружении многочисленных друзей. А кто-то склонен к застенчивости, предпочитает уединение, не любит больших компаний, редко общается с малознакомыми людьми. Вероятно, кто-то имеет сто-двести друзей, а у кого-то всего два единственных друга. Согласно учению святого Иоанна, нет необходимости меняться как одним, так и другим людям – сокращать или прибавлять друзей. Святой евангелист учит нас не тому, скольких людей нам следует любить, а тому, как необходимо любить тех, с кем мы уже связаны родственными, дружественными узами. Так совершенная любовь выражается не в количестве, а в качестве. Вне зависимости общительны мы или застенчивы, мы не должны с боязнью относиться к евангельской заповеди любви.
Будем же, братья и сестры, испытывать свою любовь к Богу любовью к ближним и ощущать присутствие Божественной любви в проявлении своей любви к ближним. Будем молиться святому евангелисту Иоанну Богослову о том, чтобы наперсник и друг Христов ходатайствовал за нас перед Всевышним Богом о ниспослании нам высочайшего дара – дара Божественной любви. Аминь.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Александра Хорошилова, произнесенная 09 октября 2012 года в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией.