Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы. Праздник этот особенно любим Русской Церковью, другие православные уделяют ему меньше внимания. В церковном календаре он обозначен как великий, а богослужение вообще совершается с элементами, характерными для двунадесятых праздников.
События, связанные с данным празднованием, происходили в Византии в начале X века в царствование императора Льва VI, фигуры не однозначной, однако заслужено получивший прозвище Философ. Он оставил после себя множество трудов. Его перу принадлежат и богослужебные тексты, в том числе евангельские стихиры, которые мы слышим на недельной утрене.
Царствование этого императора ознаменовалось также рядом военных неудач. Не раз враги угрожали Константинополю. Кто были эти враги, трудно сказать, есть версия, что речь шла о нападении сарацин, однако византийские летописи не упоминают об этом. Монах Киево-Печерского монастыря Нестор в своей летописи говорит, что нападавшими были славяне-русичи. В начале X века наши предки часто совершали набеги на Царьград и наносили немалое разорении столице Византийской империи. На этот раз опасность казалась неминуемой. На горизонте уже показались вражеские суда, мирные жители в страхе и отчаянии собрались во Влахернской церкви, чтобы соединиться в едином молении о даровании спасения от врагов. В момент этого молитвенного напряжения людей, у которых, казалось бы, уже не оставалось надежды, одному из присутствовавших в храме, блаженному Андрею, было явлено чудесное видение Божией Матери, простирающей Свой дивный Покров. Город удалось отстоять, люди были спасены.
Но богослужебно событие это было отмечено только спустя 200 лет, совсем в другой стране. Стараниями князя Андрея Боголюбского празднование Покрова Божией Матери было установлено 1 октября по старому стилю. Этот праздник очень скоро получил широкое распространение. Еще в домонгольское время в честь Покрова воздвигались храмы, достаточно вспомнить знаменитую церковь Покрова на Нерли. Неслучайно архитектурным символом России стал именно храм Покрова-на-рву на Красной площади в Москве, более известный как храм Василия блаженного.
Надо отметить, что инициатива князя Андрея была очень непатриотичной. Получается, таким образом, что Русская Церковь празднует поражение русского оружия силою Божией и Покровом Божией Матери.
И сам летописец не ассоциирует племена полудиких славян-язычников, которые нападали на Константинополь — столицу православного мира, с Русью, просвещенной христианской верой. Для него важнее подчеркнуть победу греков — братьев по вере — даже в ущерб национальным интересам, патриотизму, в нашем сегодняшнем понимании этого слова. Истребление православным воинством языческой Руси — вот что хочет особо отметить древнерусский автор. Это своего рода манифест об отречении от языческого прошлого, как темной страницы истории Российского государства, так как настоящая его венценосная история начинается только с принятием христианства. Русский народ как бы сбрасывает с себя ветхие одежды «темных веков» и облачается в новые сияющие ризы. Именно поэтому этот праздник имеет большое миссионерское значение. Он свидетельствует о том, что единство в вере стоит выше любых национальных конфликтов и человеческих антипатий.
Возможно, ясное понимание этой истины, способность воспринять Промысел Божий не только в рамках своего Отечества, но и как действие, простирающееся на весь мир, позволило стать этому празднику частью русской православной традиции и символом особого почитания Богородицы русским народом.
И как это перекликается со словами апостола, которые мы услышим в завтрашнем чтении «…ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». (2 Кор 12:9). Аминь.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии чтеца Максима Кивелева, произнесенная в академическом храме апостола Иоанна Богослова за всенощным бдением 13 октября 2012 года.