Пожалуй, стоит, прежде всего, сказать пару слов о том, что понимается под словосочетанием «традиционные ценности». По моему личному убеждению, традиционными являются ценности, оказавшие значительное влияние на становление культуры общества и остающиеся неизменными на протяжении истории этого общества. Такая нравственная система на протяжении веков формирует изначальное мировоззрение человека, живущего в данном обществе. На ее основе появляется законодательная база, обрастающая затем более поздними наслоениями.
Но наступает момент, когда эти ценности начинают обременять жизнь человека, и вовсе не оттого, что они устарели, а оттого, что их содержание, их смысл мешает человеку совершать абсолютно любые поступки, среди которых и те, что способны привести как его самого, так и нормальное существование общества, в котором он живет, к краху. В рамках истории подобное явление нельзя назвать моментом, т.к. оно тянется от начала времен и до наших дней, то обостряясь, то почти сходя на нет. В личной же жизни отдельно взятого человека это, пожалуй, Момент, и при том такой, в который он делает выбор: отказаться от такой системы ценностей или нет. Река истории как раз и складывается из отдельных ручейков человеческих жизней. Нам с вами и не надо особо представлять себе, что случается, если на коротком временном отрезке многие решают отвергнуть изначально заложенный в них нравственный идеал. Мы слишком хорошо знаем, к чему это приводит.
В этот судьбоносный миг решающее значение оказывает то, насколько хорошо человека научили, когда он был ребенком. Увидел ли он за этими внешними запретами и предписаниями пользу, которую они приносят лично ему.
Я хочу прочитать одну цитату, которая приписывается Сократу, жившему в V веке до н. э.: «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек. Они перечат своим родителям». Думаю, это наглядно показывает, что общество не заболевает вдруг, оно «болеет» постоянно. Также становится очевидным, что мы никогда не сможем воспитать подрастающее поколение именно так, как хочется нам. Признаться честно, не понятно, хорошо это, плохо, или, может, так и должно быть.
Встает вопрос: «Кто же является носителем традиционных ценностей?» Это может быть абсолютно любой человек вне зависимости от возраста. В современном мире считается, что на стороне традиционных ценностей скорее находится старшее поколение. Давайте немного порассуждаем. В этом, так называемом старшем, поколении все далеко не однородно. Зачастую все споры и распри вокруг нравственных систем ведут старики, считающие, что они принимают и отстаивают позицию молодежи, и старики, которые считают, что они не принимают молодежную сторону. Отчего так получается? Всем здесь присутствующим абсолютно очевидно, что существуют не только белый и черный цвета, но между ними есть множество оттенков. То же самое происходит и в тот судьбоносный момент выбора системы ценностей. Человек сложен и многогранен. Вовсе не обязательно он будет выбирать между двумя крайними вариантами. Скорее всего, из того изначального идеального набора будут выброшены несколько аспектов, без которых кажется, что будет проще жить.
У нас получился человек с какими-то огрызками изначального морального кодекса. Начав однажды выбрасывать из него то, что кажется лишним, можно и вовсе никогда не остановиться. Получается, что традиционные ценности есть, но при таком течении человеческой жизни нет носителей этих традиционных ценностей. Те же, кто причисляют себя к таковым, подобны ребенку, сорвавшему с дерева яблоко и утверждающему, что теперь у него в руке вся яблоня.
Таким образом, у нас получился логический парадокс: ценности есть, носителей нет. Притом параметры этого парадокса взаимозависимы. Сама по себе нравственная система не может существовать. Она уже давно стала бы достоянием истории. И наоборот, если нет этих ценностей, разве могут люди являться их носителями? Нам придется признать одно из двух: либо традиционные ценности уже канули в Лету, либо все же есть место их аккумуляции. Поступим так, как поступает в подобных ситуациях наука – сделаем допущение. Правда, это допущение взято не с потолка и не случайно. Будем основываться на личном опыте, на наших жизненных наблюдениях, а они нам говорят, что нравственный закон все же жив.
Осталось найти носителей. Наши предыдущие рассуждения о сложности взаимоотношений отдельно взятого человека и традиционных ценностей привели к тому, что конкретная личность не может стать абсолютным гарантом сохранения такой нравственной системы на протяжении всей истории. Но община людей, притом такая, в которой эта внутренняя нравственная система возведена в ранг обязательного закона, что мешает незаметно взять и выкинуть лишнее, такая община может быть носителем традиционных ценностей. Действительно, люди могут приходить и уходить, некоторые отбросят для себя то, что покажется лишним, но обязательно будут и те, кто воспримет всю полноту этих ценностей, примет их всем сердцем и без остатка, а значит, вся община будет стремиться к бережному сохранению этого морального кодекса и следованию ему. Такие люди действительно есть. В качестве примера приведу двух выдающихся людей, который не столь давно окончили свой земной путь, и отголоски их ярких жизней вполне отчетливо звучат в наших сердцах. Первый – это священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. Человек, пронесший и сохранивший в себе всю полноту и красоту нравственного закона вплоть до своей смерти. Второй – это Дмитрий Сергеевич Лихачев. Думаю, что про него даже не стоит отдельно говорить, ведь он не просто хранил в себе традиционные ценности, но активно их распространял.
Очевидно, что носители традиционных ценностей неизменно сменяют друг друга. Таким образом, мы возвращаемся к важному вопросу воспитания подрастающего поколения. Каким образом донести до них всю полноту и красоту нравственного закона? В этом вопросе я бы хотел обратиться к авторитету Священного Писания и связанной с ним практике. В древности чтение Ветхого Завета нередко начинали вовсе не с книги «Бытие» или другой части Пятикнижия Моисеева, но с книги, которая в еврейском языке является настоящей поэмой. Это книга «Притчей Соломоновых». Она выстроена, как поучительный рассказ преподавателя с регулярно повторяющимися мотивами. По сути дела, чтение этой книги – простое заучивание базовых истин. Однако в Библии проявляется творческий подход в преподнесении этих истин. Основополагающие ценности представлены не скучным списком, но стихами, которые запоминаются раз и навсегда. Согласитесь, правильный ход, ведь до сих пор каждый из вас сможет по памяти прочитать хотя бы отрывок «Медного всадника» Пушкина или «Бородино» Лермонтова. Именно здесь и раскрывается огромный творческий простор для преподавателей и родителей. Форма преподнесения может быть разной, но суть при этом оставаться неизменной.
У нас не получится воспитать подрастающее поколение именно так, как хочется нам самим. Но думаю, что можно будет говорить об успехе воспитания и преображения души, даже если вырастут не верующие молодые люди, а, по выражению Святейшего Патриарха Кирилла, люди доброй воли, преобразившие свои принципы.
Пожалуй, мне остается добавить только одно. Мы, наши дети, близкие, друзья… Давайте мы будем преображаться все вместе.
Благодарю за внимание.
Доклад Владислава Капитонова, прозвучавший на VII Тихвинских межрегиональных Рождественских образовательных чтениях, г. Тихвин, 23 января 2013 года.