Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
«Какая совместность храма Божия с идолами?», — спрашивает нас, братья и сестры, апостол Павел в сегодняшнем апостольском чтении. Все мы знаем, что такое храм, и знаем о его святости, каждый из нас, несомненно, чувствует здесь особое присутствие Божие. Все мы знаем, что в храме нужно вести себя благоговейно, чинно, чтобы не оскорбить Святого Духа, живущего здесь. Но не все мы ясно и до конца осознаем самих себя храмами Божиими, где живет и действует тот же Святой Дух. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор 3:16), — спрашивает апостол Павел. В другой раз он говорит: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6:19). А мы помним ли о том, что являемся храмом Духа Святого? Чувствуем ли ту огромную ответственность? Заглянем в свои души и увидим, что в нас немало нечистоты, идолов и всего того, что отделяет нас от истинного смысла этих слов. Поэтому апостол, ещё раз возвращаясь к этой теме, предостерегает нас: «если кто растлит храм Божий, того растлит Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор 3:17). Почему такое строгое наказание? Храм свят, и грех против храма это грех против Самого Бога, — поясняет святитель Иоанн Златоуст. Некоторые отцы Церкви сравнивают человека с глиняным сосудом, который сам же человек может наполнить чем угодно: либо нечистотами мира, или же, чтобы быть достойными милости Божией и вечности, он заполняет этот сосуд сокровищем и дарами, которые дает нам Бог. И то, каким сокровищем и какими дарами наполнен наш личный сосуд, и будет решающим фактором для определения нашей дальнейшей участи.
Апостол Павел в своем послании просит коринфян, а через них и всех нас, не забывать о нашем рождении от воды и Духа, духовном рождении, которое мы с вами получили в Крещенской купели, и, не забывая об этом высоком достоинстве, бороться с грехом и страстями. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго» (2 Кор 6:14-16). Апостол Павел использует этот образ сравнения при обращении к христианам, чтобы показать, восхвалить благородные качества, которые должны быть присущи каждому христианину. Он показывает нам наше высшее духовное рождение, делая нас детьми Бога, вместилищами Духа Святого: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор 6:17). Апостол этими словами указывает нам те способы, с помощью которых мы можем сохранить в себе Дары Святого Духа. Раскрывая смысл этих слов, святитель Иоанн Златоуст поясняет: «христианин является чистым не только когда не грешит плотскими грехами, но и когда чужд сребролюбия, обмана, зависти, надменности, тщеславия и других грехов душевной нечистоты». Если же он чужд всего этого, если не делает себе ложных кумиров и идолов, то: «Я прииму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор 6:18).
Имея такие обетования, нужно очистить себя «от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием» (1 Кор 7:1). Одно воздержание от грехов еще не дает святости и чистоты. Блаженный Феофилакт поясняет: «Обитание в нас Бога условливается чистотою жизни, и хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо Бог живет в человеке тогда, когда он чист…». Но также каждому из нас необходим и страх Божий. Страх Божий – это способ, которым достигается святость. Как бы ни была велика сила страсти, влекущая ко греху, страх Божий легко побеждает ее неистовство, так как страх Божий — это благоговение перед Богом.
В словах апостола, услышанных нами сегодня, мы можем увидеть главные и непременные условия для того, чтобы Бог поселился в нас Духом Святым, а это: очистить себя от всякия скверны, не прикасаться ни к чему нечистому, любить и соблюдать слово Его, то есть созидать храм Духа Святого из самого себя. Ведь если в сердцах наших будут жить страсти, идолы, то Бог уйдет. Человек лишит себя возможности спастись, подпишет себе смертный приговор. И здесь главное, с покаянием прибегая к таинствам Святой Церкви, очистить свое сердце, свой храм, чтобы Бог счел его чистым и вновь вошел туда.
Люди по своей природе больше предпочитают земные наслаждения небесным. Но те, кто любят более Бога и его заповеди, становятся подобными храму, в котором обитает Бог. Будем же и мы поступать по слову Христа, помня о нашей Высшей Цели, помня о Духе Господнем, живущем в нас: «кто любит Меня, — говорит Господь, – тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин 14:23). Аминь.
Проповедь магистранта I курса академии чтеца Александра Фокина за Божественной литургией в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 10 февраля 2013 года.