10 мая 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию под открытым небом вблизи храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, матушки игумении! Братья и сестры!
Всех вас сердечно приветствую с этим памятным торжественным и скорбным днем, который действительно стал очень значимым не только для Московской городской и областной епархий — для всей нашей Церкви. Христос Воскресе!
В сегодняшнем Евангельском чтении (Ин. 15:17-16:2) содержатся слова, имеющие совершенно особую значимость для самопонимания тех людей, которые принимают на себя имя христианина. Мы знаем, что учение Христа Спасителя в центре своем имеет заповедь о любви к ближним. Так вот, именно в этом Евангельском чтении мы слышим слова: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».
Но в какой трагический и скорбный контекст поставлены эти слова: «Заповедаю вам, да любите друг друга». И затем следуют слова, поражающие сердце: «Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть. Как Меня гнали, так и вас будут гнать».
Может ли быть случайным это совпадение величайшей заповеди о любви, которая является нравственным средоточением Нового Завета, вершиной всего того, что когда-либо слышали люди, законом, определяющим подлинные отношения между людьми, те отношения, которые и приводят человека к счастью: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга», — и тут же эти страшные слова: «Как Меня гнали, так и вас будут гнать»? Неслучайна эта связь. Она нам позволяет лучше понять, что означает подлинная любовь. А эти слова помогают нам понять, что означает подлинное исповедание веры во Христа, вплоть до принятия страданий и смерти.
Если мы любим друг друга, то естественным проявлением любви является верность. Это знает, наверное, каждый человек — и тот, кто связан узами брака, и тот, кто связан узами дружбы. Почему так болезненно переживается предательство того, кого ты любил и кто тебя любит? Потому что отсутствие верности разрушает любовь, разрушает фундаментальный Божественный закон жизни. И что бы нам ни говорила современная греховная цивилизация о свободном выборе, о произволении, о том, что жить нужно по своим похотям и страстям, мы знаем, что закон жизни — это закон любви. И если нарушается верность, то разрушается этот закон.
А почему же Господь связывает это с гонениями на Него, на Его последователей? А в каких еще обстоятельствах может обнаружиться подлинная любовь человека к Богу, ко Христу, как не в обстоятельствах стесненных, связанных с гонениями и даже с ненавистью и злобой, о которой говорит Спаситель?
Точно так же, как верность супругов и даже как бы любовь более-менее сохраняются, когда есть благополучная жизнь, материальный избыток, комфортные условия жизни, отсутствуют стрессы. Правда, современный человек и в этих благоприятных условиях находит основание для неверности и предательства, но в данном случае внешние обстоятельства никак этому не способствуют. Вот точно так же и наша верность Христу. Когда мы живем во внешне благополучных обстоятельствах, когда никто не бросает нам вызов — быть со Христом или быть против Него, когда никто не пугает нас насилием, притеснением, гонением и смертью, тогда вроде бы все со Христом в большей или меньшей степени. А как же измерить ту самую величайшую ценность, как измерить нашу любовь ко Христу? Как измерить нашу любовь к Богу? Именно гонение и страдание, и ненависть извне помогают измерить каждому из нас нашу верность Господу, нашу любовь к Нему.
Здесь, на Бутовском полигоне, вместе со святыми расстреляны, уничтожены люди, которые очень часто никакой веры в сердце не имели. Среди расстрелянных здесь были и те, кто расстреливал других. Здесь были люди, которые поддерживали всё то, что делала безбожная власть в отношении Церкви. А потом они здесь были той же самой властью уничтожены.
Не все, кто претерпел страдания и смерть в Бутово, святые — даже из христиан и даже из священнослужителей. Потому что не у каждого хватило силы, еще раз подчеркиваю — и у верующих мирян, и у священнослужителей, быть верными Христу даже до смерти и любовь в сердце сохранить к Нему и к ближним своим, к окружающему миру.
Вот почему так сложен процесс канонизации. Когда нам говорят, что достаточно только того, что тот или иной клирик был расстрелян, чтобы его канонизировать, мы говорим: вовсе нет. Потому что если те или иные христиане не сохранили подлинной верности Христу, любви к Нему, если закон любви перестал быть законом их жизни, то они наравне с другими. Мы молимся о них, как и о тех людях, которые к Церкви не принадлежат, о тех, кто, принадлежа к Церкви, отвернулись от нее и в момент гонений, и под влиянием разных других обстоятельств. Мы никого не осуждаем, даже тех, кто, будучи гонителем Церкви, здесь затем был уничтожен. Мы сегодня молимся за всех и всех оплакиваем, но прославляем в числе святых лишь тех, кто любовь ко Христу сохранил до смерти, верность Ему сохранил несмотря на страшные обстоятельства жизни и на саму смерть, кто закон любви не растоптал под тяжестью внешней ненависти и злобы.
Наши с вами молитвенные собрания здесь, на этой действительно святой земле, исполняются огромным смыслом, если мы не только вспомним о подвиге новомучеников и исповедников Церкви нашей, если мы с состраданием и молитвой вспомним о невинных жертвах, здесь убиенных, но если мы через свой ум и через свое сердце пропустим этот страшный и кровавый опыт мученичества и исповедничества Церкви нашей в лихолетье XX века.
Многое изменилось с тех пор. Наверное, кто-то, кто мог бы быть свидетелем тех страшных лет, придя сегодня на это место, не узнал бы его, настолько оно благолепно, тихо, мирно и торжественно. Но именно здесь совершались страшные мучения. Пропуская воспоминания о тех страданиях через свой ум и сердце, подумаем о великих словах Спасителя, которые мы слышали сегодня: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга. Как Меня ненавидели, так и вас будут ненавидеть. Как Меня гнали, так и вас будут гнать». Исполнимся доверием к этим словам Божиим и поймем, что любовь и верность навсегда соединяют нас с Богом — и тогда, когда эта любовь и верность непосредственно обращены к Нему, и тогда, когда любовь и верность становятся законом нашей человеческой жизни. Аминь.