Пасха Христова, как переход от смерти к жизни, означает для нас переход от тления к восстановлению, от болезненного состояния к оздоровлению. Сегодня мы вспоминаем чудесное исцеление расслабленного, совершенное Господом нашим Иисусом Христом. Как евангельский расслабленный стремился получить исцеление, так и мы стремимся быть духовно и телесно здоровыми. Но наши духовные недуги мешают оздоровлению. В контексте сегодняшней евангельской истории поразмышляем о таком духовном недуге, как уныние.
В Евангелии мы слышим, что расслабленный на протяжении долгого времени приходил к купели с целительной водой, при этом каждый раз испытывая большие трудности. Ему не удавалось первым войти в нее, чтобы получить исцеление. Но он не унывал и не падал духом, не терял надежды на милосердие Божие, а оставался бодрым духом и чуждым уныния до самого момента встречи со Христом.
Что означает «уныние» или «быть унылым»? Церковно-славянское слово «уныние» содержит в себе целый спектр значений. Под словом «уныние» можно понимать суетливость, излишние хлопоты, об избавлении которых мы молимся Господу в молитве Ефрема Сирина: «…дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми», где унынием переведено греческое слово περιεργία, означающее ненужный, бесполезный труд. Но обычно унынием обозначается два состояния человека. Первое из них – близкое состоянию депрессии, сопровождается чувством тоски, тревоги, отчаяния. Интересно, что праславянский корень слова уныния – «ныти» означает томиться, страдать, мучиться. В шестопсалмии мы молимся словами пророка Давида: «…и уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое» (Пс. 142, 4). Таким образом мы вспоминаем угнетенное настроение псалмопевца Давида, когда его преследовал его сын Авессалом. В другом месте мы слышим восклицания пророка Давида: «Вскую, Господи, отрееши душу мою» (Пс. 87,15)? Чувства безнадежности, собственной никчемности одолевали в тот момент псалмопевца. Нам знакомо это состояние. И Церковь, как и медицина или психология, предлагают различные средства к уврачеванию этого душевного недуга.
В святоотеческой традиции, в понимании святителя Иоанна Златоуста, преподобных Иоанна Лествичника, Иоанна Кассиана и других святых понятие «уныние», в переводе с греческого ἀκηδία, означает беспечность, равнодушие, безразличие; или ῥᾳθυμέω, означающее действия: быть беспечным, небрежным, нерадивым. Уныние в данном случае представляется как духовная болезнь или страсть, которая заключается в изнеможении души и тела, то есть расслабленности душевных и телесных сил. Вспомним песнопение «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа…», где «унывающа» в переводе с греческого ῥαθυμοῦντα значит нерадивый. Святой Иоанн Кронштадтский определил слово «унывающа» как «спящего греховным сном» [3]. Таким образом, уныние – это состояние беспечности, равнодушия к себе и окружающим людям. Святые отцы подчеркивали, что главной чертой уныния, по которой его можно определить – это необыкновенная трудность молитвы, избегание богослужения, леность к духовному деланию. При унынии возникает стремление к развлечению, переменам в жизни: путешествиям, увеселениям. Из рассмотренной песни «Се Жених…» противоположным состоянием уныния мы можем увидеть бодрость, внимательность к своей духовной жизни, бдительность. Иллюстрацией этих противоположных настроений является притча Господня о десяти девах, где Христос призывает нас не быть немудрыми, или в нашем понимании, унывающими девами, но быть бдительными, внимательными.
Примером уныния является жизненный эпизод пророка Ионы. Господь послал его к нинивитянам с проповедью покаяния. Но святой Иона вопреки Божественной воле отправился в Фарсис, в противоположную сторону от Ниневии. Плывя на языческом корабле, во время сильного шторма святой закрылся в трюме, да еще и крепко заснул! Равнодушие, духовная расслабленность наряду с малодушием царили в сердце пророка. Рассуждая о значении понятия «расслабленность», необходимо принимать во внимание, что речь идет и о расслабленной воле, при которой невозможна борьба с духовными недугами.
Если мы присмотримся к себе, то мы можем наблюдать эти качества в самих себе, как небрежное отношение к богослужению, равнодушие и безразличие к своему духовному миру. Порой нам тяжело обратиться с молитвой к Богу, иногда мы идем против своей совести, и, кажется, нам не нужен Бог, Его милосердие.
Господь наш Иисус Христос призывает нас к бодрствованию: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет» (Мф 24:42). Святой апостол Павел также увещевает нас: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1Кор 16:13). Святая Церковь в лице своих учителей отмечает не только средства борьбы с унынием, но и – профилактики. Это бдительность, всецелая надежда, упование на Бога, безмолвие, мера в различных делах, доведение любого дела до конца, это и осознанная молитва. И в сегодняшнем Евангелии расслабленный телом является для нас примером бодрости духа. Он был готов к встрече со Христом. И когда приходит на Овчую купель Сердцеведец и спрашивает расслабленного: «Хочешь ли быть здоровым?», расслабленный, ожидавший всю свою жизнь встречи с Богом, восклицает: «Так, Господи».
Братья и сестры, будем же избегать уныния и стремиться к бодрствованию, чтобы достойно встретить Господа нашего Иисуса Христа, как Его встретил евангельский расслабленный.
Проповедь аспиранта Санкт-Петербургской православной духовной академии диакона Александра Хорошилова, произнесенная в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией 26 мая 2013 года.