Павел Яковлев. Встреча с Жизнью

Павел Яковлев. Встреча с Жизнью

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие отцы, братия и сестры! Сегодня наша святая Православная Церковь торжественно воспоминает великое событие – Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Обстоятельства этого праздника известны нам из евангельского повествования. Когда Младенцу Христу исполнилось сорок дней, Он был принесён Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом в Иерусалимский храм для исполнения ветхозаветного обряда посвящения Господу. В храме Их встретил праведный Симеон Богоприимец, который, по преданию, был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий. Когда он переводил известные слова из пророка Исаии: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…” (Ис. 7:14), то усомнился и решил убрать их из текста, но был остановлен силой Божией и получил внушение, что не умрёт, пока сам не увидит того, в чём усомнился.

И вот, когда Дева Мария пришла в Иерусалимский храм, то, движимый Святым Духом, Симеон вышел Ей навстречу и произнёс те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения: “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое” (Лк 2:29-30). Вспоминая эти слова, мы должны понимать: это пророчество о том, что Симеон принял и встретил обещанного Богомладенца, рождённого от Девы. Казалось бы, эта встреча несла ему смерть, и он не должен был радоваться ей. Но Симеон был умудрён летами и понимал, что выше его собственной жизни есть жизнь вечная, и что Тот, Кого он взял на свои руки, Кого он встретил, есть Тот, Кто несёт эту вечную жизнь и несёт Воскресение.  Симеон умер, и эта смерть явилась знаком вечной жизни, которая начиналась в этом Младенце. И теперь цель каждого из нас – встретить этого Богомладенца в своей жизни.

Обращаясь к Деве Марии, праведный Симеон произносит также и другие пророческие слова: “Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий” (Лк 2:34) — удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Христа, восставали вместе с Ним, а другие падали, отвергая Его. Эти пророческие слова праведного Симеона находили себе подтверждение в течение двадцати минувших веков. И в наше время Господь наш Иисус Христос, пришедший дать людям счастье и радость, принесший в жертву во имя  любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление.

И напротив, есть множество тех, кто не просто принял слова Христа, но восстал с Ним, пройдя через многие страдания и утверждая веру в то, что родившийся от Девы Марии есть Сын Божий и Спаситель мира.

Кроме усвоения этой Божественной истины сегодняшний праздник научает нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон именуется Богоприимцем не только потому, что он принял Младенца-Христа на свои руки, но и потому, что он носил Его в своём сердце. Поэтому не одному лишь старцу Симеону предоставлено высокое право носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Для этого от нас требуется только одно – любить Христа, соблюдать Его святые заповеди и не запирать своего сердца, когда Он стучится к нам или через ниспосланное для нашего вразумления Своё евангельское слово, или через скорби, очищающие нас. Все мы с вами должны являть свою любовь ко Господу соблюдением Его святых заповедей, чтобы и в наших сердцах Господь устроил для Себя светлые обители, чтобы и мы могли в своей жизни сделаться Богоприимцами.

Воспоминаемое сегодня событие занимает совершенно особое место в кругу церковных торжеств. Сегодняшний праздник был одним из первых, отмечаемых Церковью. Уже в IV веке мы находим проповеди великих святителей Церкви, посвященные этому дню. Это свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Господня Церковь собиралась на молитву и торжественно отмечала этот день.

Но особое величие этот праздник приобрёл с VI века. В это время в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом по всей Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. И тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения совершить великий крестный ход с торжественным празднеством. И лишь тогда моровая язва отступила.

Необходимо также упомянуть и о том, что праздник Сретения Господня имеет особый литургический смысл, являясь одновременно Господским, так как в праздничном Евангелии повествуется о принесении Младенца Христа в храм, и Богородичным, поскольку именно Дева Мария, наставляемая и водимая Святым Духом, принесла в храм Божественного Младенца, посвящая Его Богу. В словах старца Симеона, обращённых ко Пресвятой Богородице, мы находим евангельское подтверждение нашей веры в то, что Она является Ходатаицей и Молитвенницей за нас пред Богом: “…и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец” (Лк 2:35). Оружие прошло сквозь Её душу — страшное оружие созерцания мучений и смерти единственного Сына. И эта страшная сердечная боль, это оружие дало Ей великую силу прозревать помышления многих сердец. И сегодня Она слышит молитвы каждого из нас, кто с верой и надеждой обращается к Ней. Она прозревает наши мысли и нашу внутреннюю духовную жизнь. И сегодня наши мысли в первую очередь о Ней, о подвиге Её веры, смирения и любви.

Вспоминая сегодняшнее событие, все мы с вами должны задуматься о том, что с нами происходит: мы среди тех, кто восстает со Христом, или среди тех, для кого Он — предмет пререканий? Мы должны задуматься также и о том, достаточно ли сильно мы верим в предстательство Пресвятой Владычицы Богородицы, способной через Свои страдания явственно видеть нашу скорбь и нашу боль и откликаться на нашу молитву.

И пусть этот праздник, дорогие отцы, братия и сёстры, подвигнет нас к ещё более бережному хранению священной памяти об этом событии и о великом подвиге Богоматери, через который Она обрела силу быть великой Предстательницей и теплой Молитвенницей и Ходатаицей за всех нас пред Богом. Аминь.

Проповедь магистранта I курса церковно-исторического отделения академии чтеца Павла Яковлева, произнесенная в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова на всенощном бдении 14 февраля 2013 года.


Опубликовано 14.02.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter