Наш выпускник, апостол Японии, святой Николай

Наш выпускник, апостол Японии, святой Николай

16 февраля Православная Церковь чтит память замечательного святого нашего времени, выпускника Петербургской духовной академии, святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Нам, студентам Петербургской академии, повезло: мы имеем возможность находиться в стенах, воспитавших большое количество святых, прославленных Церковью, и неявленных, знаменитых и неизвестных. В дни памяти особо значимых для нашей Церкви людей непременно задумываешься об этом и проникаешься атмосферой значимости этого дорогого многим сердцам места. Сегодня наша речь – о святом владыке Николае (Касаткине), просветителе Японии.

Святой равноапостольный Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в семье сельского диакона. Иван окончил с отличием Смоленскую духовную семинарию и был рекомендован в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1860 г. Он выразил желание стать монахом и поехать в Японию на открывшееся вакантное место священника при посольстве. Сам владыка Николай позже вспоминал об этом так: «Будучи от природы жизнерадостен, я не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. На последнем курсе духовной академии я спокойно относился к будущему, сколько мог, веселился и как-то отплясывал на свадьбе своих родственников, не думая о том, что через несколько времени буду монахом. Проходя как-то по академическим комнатам, я машинально остановил свой взор на лежавшем листе белой бумаги, где прочитал такие строки: «Не пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля посольской церкви в Хакодате и приступить к проповеди Православия в указанной стране». А что, не поехать ли мне? — решил я, — и в этот же день за всенощной я уже принадлежал Японии»[1].

Немного сведений сохранилось о времени обучения будущего святителя в нашей академии. Имеющуюся об этом небольшую информацию собрал преподаватель СПбПДА Д.А. Карпук: «По итогам обучения в Смоленской духовной семинарии Ивану Касаткину и двум его товарищам – П.А. Лебедеву и А.О. Смирнову – была предоставлена возможность поступить в СПбДА на казенный счет «как лучшим между своими сверстниками по успехам в науках и благонадежным по поведению».

В академии Иван Касаткин шел в числе лучших студентов и в разрядном списке за первый год обучения числился десятым из более чем 50-ти учащихся. Правда, не по всем предметам были хорошие оценки. Так, по психологии и математике у него встречается довольно низкий балл – 7 (по десятибалльной системе). Лучше всего дела у будущего святителя обстояли с историческими дисциплинами. На втором и третьем годах обучения средний балл Ивана Касаткина значительно повысился. Примечательно, что только по миссионерскому отделению, которое считалось тогда еще необязательным предметом, у будущего миссионера балл отсутствовал.

В связи с обучением святителя Николая в академии особый интерес представляет вопрос о том, как складывались его отношения со сверстниками и профессорами. Воспоминания близких академических друзей Ивана Касаткина за этот период его жизни весьма светлые и задушевные. Отец Антоний (Марценко) лично слышал многочисленные рассказы протоиереев Феодора Быстрова и Иоанна Демкина, однокурсников будущего святителя, которые утверждали, что в бытность студентом академии архиепископ Николай «всегда оставался самым веселым и самым беззаботным вдохновителем посещения танцевальных вечеров и театров, организатором визитов по частным пирушкам. Все видели и все знали резвого студента, но никто никогда не мог допустить и мысли, что перед ними не простой и заурядный юноша, а великий и замечательный деятель церкви»[2].

В архиве Академии сохранилось юбилейное приветствие духовной академии в день ее столетия, 17 декабря 1909 года, написанное св. Николаем Японским:

Родная Академия!

Сколько и какого великого добра даешь ты своим питомцам! Ты расширяешь их умственный горизонт, формируешь их характер, закаляешь волю, а главное, воспитываешь в глубине их души идеалы, с которыми они должны вступить в жизнь… И ты не бросаешь своих питомцев по оставлении ими твоих стен, а сопровождаешь их в продолжении всей их жизни. Ты всегда как живая пред ними в их душе, и к тебе они мысленно обращаются за советом в трудном деле, за подкреплением в жизненной борьбе. И ты с любовью и лаской отвечаешь им: освежаешь их напоминанием незабвенной золотой поры их юности, проведенной в тебе, просветляешь их тускнеющие идеалы, подкрепляешь их слабеющие силы, восполняешь убыль елея в их светильнике, — и вновь он разгорается ярким и согревающим пламенем, и бодро продолжают они свой жизненный путь. Но ты не только милостивая, а и строгая мать. При каждой опасности твоего питомца уклониться в сторону от прямого пути, при малейшем поползновении поддаться представляющемуся искушению, ты строго напоминаешь: «А как бы посмотрели на это Наставники, заботившиеся развить в твоей душе идеалы? Что сказал бы круг академических товарищей, с которыми в беседах и спорах всегда выливалось для жизни только святое, чистое, благородное, точно сверкающие искры от огнива и кремня?» И этого окрика достаточно, чтобы удержать от неверного шага, устранить угрожающее искушение. Так в течение всей жизни твоих питомцев ты хранишь их и оберегаешь от уклонений с пути, на который ты вывела их…

Свт. Николай, Архиепископ Японский.

Юбилейное приветствие Духовной Академии в день ее столетия, 17 декабря 1909г.

(8 ноября 1909 года. Токио).

 *** 

Выпускник нашей духовной академии, апостол Японии, святитель Николай оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иерея, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих при его святительстве достигло 34110 человек. Его имя – главное в истории православия на Японской земле. Святитель Николай Японский не жалел сил и времени на изучение языка и жизни людей, среди которых развернулась его полувековая неутомимая деятельность. Результаты ее были впечатляющи: из одинокого миссионера-подвижника он превратился в главу Церкви с десятками пастырей-японцев и десятками тысяч пасомых. Ныне Автономная Японская Церковь существует в непростом мире постиндустриальной Японии с ее поликонфессиональными традициями, наукоцентристскими настроениями интеллигенции и агрессивностью неорелигиозных сект и обществ.

Нет никого в истории христианской проповеди в этой стране, кто заслужил бы это имя с большим правом, чем наш выпускник, святой равноапостольный архиепископ Николай, просветитель Японии.

Подготовил Сергей Маляров


[1] Казем–Бек А. Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). К столетию православия в Японии // ЖМП, 1960. [2] Карпук Д.А. Святитель Николай Японский в годы обучения в Санкт-Петербургской духовной а


Опубликовано 15.02.2013 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter