16 февраля Православная Церковь чтит память замечательного святого нашего времени, выпускника Петербургской духовной академии, святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского. Нам, студентам Петербургской академии, повезло: мы имеем возможность находиться в стенах, воспитавших большое количество святых, прославленных Церковью, и неявленных, знаменитых и неизвестных. В дни памяти особо значимых для нашей Церкви людей непременно задумываешься об этом и проникаешься атмосферой значимости этого дорогого многим сердцам места. Сегодня наша речь – о святом владыке Николае (Касаткине), просветителе Японии.
Святой равноапостольный Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) родился 1 августа 1836 года в семье сельского диакона. Иван окончил с отличием Смоленскую духовную семинарию и был рекомендован в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил со степенью кандидата богословия в 1860 г. Он выразил желание стать монахом и поехать в Японию на открывшееся вакантное место священника при посольстве. Сам владыка Николай позже вспоминал об этом так: «Будучи от природы жизнерадостен, я не особенно задумывался над тем, как устроить свою судьбу. На последнем курсе духовной академии я спокойно относился к будущему, сколько мог, веселился и как-то отплясывал на свадьбе своих родственников, не думая о том, что через несколько времени буду монахом. Проходя как-то по академическим комнатам, я машинально остановил свой взор на лежавшем листе белой бумаги, где прочитал такие строки: «Не пожелает ли кто отправиться в Японию на должность настоятеля посольской церкви в Хакодате и приступить к проповеди Православия в указанной стране». А что, не поехать ли мне? — решил я, — и в этот же день за всенощной я уже принадлежал Японии»[1].
Немного сведений сохранилось о времени обучения будущего святителя в нашей академии. Имеющуюся об этом небольшую информацию собрал преподаватель СПбПДА Д.А. Карпук: «По итогам обучения в Смоленской духовной семинарии Ивану Касаткину и двум его товарищам – П.А. Лебедеву и А.О. Смирнову – была предоставлена возможность поступить в СПбДА на казенный счет «как лучшим между своими сверстниками по успехам в науках и благонадежным по поведению».
В академии Иван Касаткин шел в числе лучших студентов и в разрядном списке за первый год обучения числился десятым из более чем 50-ти учащихся. Правда, не по всем предметам были хорошие оценки. Так, по психологии и математике у него встречается довольно низкий балл – 7 (по десятибалльной системе). Лучше всего дела у будущего святителя обстояли с историческими дисциплинами. На втором и третьем годах обучения средний балл Ивана Касаткина значительно повысился. Примечательно, что только по миссионерскому отделению, которое считалось тогда еще необязательным предметом, у будущего миссионера балл отсутствовал.
В связи с обучением святителя Николая в академии особый интерес представляет вопрос о том, как складывались его отношения со сверстниками и профессорами. Воспоминания близких академических друзей Ивана Касаткина за этот период его жизни весьма светлые и задушевные. Отец Антоний (Марценко) лично слышал многочисленные рассказы протоиереев Феодора Быстрова и Иоанна Демкина, однокурсников будущего святителя, которые утверждали, что в бытность студентом академии архиепископ Николай «всегда оставался самым веселым и самым беззаботным вдохновителем посещения танцевальных вечеров и театров, организатором визитов по частным пирушкам. Все видели и все знали резвого студента, но никто никогда не мог допустить и мысли, что перед ними не простой и заурядный юноша, а великий и замечательный деятель церкви»[2].
В архиве Академии сохранилось юбилейное приветствие духовной академии в день ее столетия, 17 декабря 1909 года, написанное св. Николаем Японским:
Родная Академия!
Сколько и какого великого добра даешь ты своим питомцам! Ты расширяешь их умственный горизонт, формируешь их характер, закаляешь волю, а главное, воспитываешь в глубине их души идеалы, с которыми они должны вступить в жизнь… И ты не бросаешь своих питомцев по оставлении ими твоих стен, а сопровождаешь их в продолжении всей их жизни. Ты всегда как живая пред ними в их душе, и к тебе они мысленно обращаются за советом в трудном деле, за подкреплением в жизненной борьбе. И ты с любовью и лаской отвечаешь им: освежаешь их напоминанием незабвенной золотой поры их юности, проведенной в тебе, просветляешь их тускнеющие идеалы, подкрепляешь их слабеющие силы, восполняешь убыль елея в их светильнике, — и вновь он разгорается ярким и согревающим пламенем, и бодро продолжают они свой жизненный путь. Но ты не только милостивая, а и строгая мать. При каждой опасности твоего питомца уклониться в сторону от прямого пути, при малейшем поползновении поддаться представляющемуся искушению, ты строго напоминаешь: «А как бы посмотрели на это Наставники, заботившиеся развить в твоей душе идеалы? Что сказал бы круг академических товарищей, с которыми в беседах и спорах всегда выливалось для жизни только святое, чистое, благородное, точно сверкающие искры от огнива и кремня?» И этого окрика достаточно, чтобы удержать от неверного шага, устранить угрожающее искушение. Так в течение всей жизни твоих питомцев ты хранишь их и оберегаешь от уклонений с пути, на который ты вывела их…
Свт. Николай, Архиепископ Японский.
Юбилейное приветствие Духовной Академии в день ее столетия, 17 декабря 1909г.
(8 ноября 1909 года. Токио).
***
Выпускник нашей духовной академии, апостол Японии, святитель Николай оставил потомкам собор, 8 храмов, 175 церквей, 276 приходов, вырастил одного епископа, 34 иерея, 8 диаконов, 115 проповедников. Общее число православных верующих при его святительстве достигло 34110 человек. Его имя – главное в истории православия на Японской земле. Святитель Николай Японский не жалел сил и времени на изучение языка и жизни людей, среди которых развернулась его полувековая неутомимая деятельность. Результаты ее были впечатляющи: из одинокого миссионера-подвижника он превратился в главу Церкви с десятками пастырей-японцев и десятками тысяч пасомых. Ныне Автономная Японская Церковь существует в непростом мире постиндустриальной Японии с ее поликонфессиональными традициями, наукоцентристскими настроениями интеллигенции и агрессивностью неорелигиозных сект и обществ.
Нет никого в истории христианской проповеди в этой стране, кто заслужил бы это имя с большим правом, чем наш выпускник, святой равноапостольный архиепископ Николай, просветитель Японии.
Подготовил Сергей Маляров
[1] Казем–Бек А. Апостол Японии Архиепископ Николай (Касаткин). К столетию православия в Японии // ЖМП, 1960. [2] Карпук Д.А. Святитель Николай Японский в годы обучения в Санкт-Петербургской духовной а