Сегодня мы услышали евангельское повествование о больном беспомощном человеке, который на протяжении 38 лет очень сильно страдал от болезни. Долгое время он находился в Иерусалиме у Овечьих ворот вблизи купальни, которая носила название «дом милосердия». По временам Ангел Господень сходил в купальню и возмущал воду, и первый, кто по возмущении воды погружался в нее, получал исцеление. Но этот человек никогда не был первым, потому что не было человека, который помог бы ему. Такой человек так и не появился, пока не пришел Сам Господь Иисус Христос и не сказал больному: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин 5:8).
Это повествование о человеческой беспомощности, и с другой стороны, о равнодушии и страшной привычке к страданиям окружающих нас людей. Французский писатель Ларошфуко как-то заметил: «Человеку всегда достаёт мужества перенести страдания других людей».
Сколько вокруг нас беспомощных и несчастных людей! И еще больше людей, парализованных своим сердцем, своей душой и волей. Эти люди, скованные грехом, может быть, и хотели бы вырваться из плена греха, но их сердца бесчувственны, а воля расслаблена. В такие моменты даже молитва может искажаться и стать похожей на исповедь блаженного Августина, который в молодости, находясь в грехе и сознавая, что он погибает, мог сказать Богу только: «Господи, дай мне целомудрие, но только не сейчас!». По своему равнодушию мы просто не замечаем таких людей, пока сами не оказываемся на их месте, когда, находясь в унынии и оставленности всеми, казалось бы, всего одно доброе слово, один нелицемерный взгляд могли спасти нас. Но нет рядом человека, который помог бы нам…
Ныне иссякают любовь, сострадание и милосердие. Современный мир, так нарочито рассуждающий об индивидуальности, о личности, все более и более становится безликим, бездушным и бессердечным, миром, направленным не на индивидуальность человека, а на массовость.
Один из иерархов Русской Церкви рассказывал такую историю. Когда он был еще молодым человеком и находился в эмиграции, то каждый день он ходил на работу по одной и той же дороге. И каждый день ему встречался один и тот же нищий человек, которого все обходили стороной, и никто не хотел помочь ему. Будущий архиерей тоже не мог ничем ему помочь, но его сердце переполняло сострадание. И как-то раз он подошел к этому человеку, сидящему на земле, опустился перед ним на колени и, посмотрев ему в глаза, сказал: «Ты знаешь, я очень хотел бы помочь тебе, но мне совершенно нечего тебе дать. Прости меня». В этот момент нищий прослезился и признался, что никогда не ждал, что в проходящей каждый день мимо него массе людей найдется человек, который не побоится и не побрезгует подойти к нему, заговорить с ним и увидеть в нем человека.
Порой кажется, что вокруг слишком много страданий и невозможно помочь всем, поэтому не стоит даже пробовать. Однако, большинству из этих несчастных беспомощных людей ничего от нас не нужно. Им достаточно того, что заглянув им в глаза, в них увидели человека, совершенно равноправного нам, ничем не хуже и не ниже нас, тот же самый образ Божий, который отражается и в наших глазах. Увидеть в человеке человека – вот подлинное милосердие. Не считать никого хуже себя, а помогая человеку, делать это без горделивого снисхождения, унижающего того, кому мы помогаем, – это подлинное милосердие. Милости нет предела.
Сейчас очень часто вспоминают замечательные слова приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II: «Выше закона может быть только любовь, выше права – лишь милосердие, и выше справедливости – лишь прощение. И нет предела милосердию».
Проповедь студента II курса церковно-исторического отделения академии Илии Косых, произнесенная на Божественной литургии 15 мая 2011 года в Неделю о расслабленном в академическом храме Иоанна Богослова.