По словам насельников Вифанской обители конца XIX – начала XX вв., прихожане и паломники очень часто возлагали на гробницу святителя Платона детские рубашечки, чтобы потом надеть их на болящих детей. В начале ХХ века автор статьи «Приснопамятный святитель Платон и дети» утверждает: «Мы знаем, что в былые времена в обители Спасо-Вифанского монастыря велась запись знаменательных случаев исцеления детей по вере в молитвы святителя Платона. Несколько лет назад, еще при покойном наместнике архимандрите Павле и игумене Анатолии, какой-то священник выпросил эту запись – и эта запись, к сожалению, не возвращена».
2012 г., как известно, объявлен годом русской истории. Объявлен в силу многочисленных юбилеев, которые пришлись на этот год: 1150-летие русской государственности, 400-летие избавления от Смуты, 200-летие победы в Отечественной войне. По всей стране проходили и до сих пор еще проходят многочисленные празднично-юбилейные торжества, конференции, круглые столы и т.д.
Столетие назад, тогда еще Российская империя, также «изнывала» под игом круглых дат – 300-летие со дня мученической кончины патриарха Гермогена и избавления русского народа от иноземных захватчиков, 100-летие победы русского оружия в войне с Наполеоном. Приближался еще один крупный юбилей – 300-летие Дома Романовых, событие, которое, по понятным причинам, было гораздо более важным и знаковым, нежели сейчас. К сожалению, в 1912 г. Православная Церковь понесла целый ряд серьезных утрат: в самом начале года скончался архиепископ Николай (Касаткин), осенью – Константинопольский патриарх Иоаким III, ныне мало кому известный, а тогда – настоящий духовный лидер православных всего Востока, наконец, 2 ноября почил Первенствующий член Святейшего Правительствующего Синода митрополит Антоний (Вадковский).
На фоне всего этого один из современников, живший в начале XX века, отмечал: «Все эти события как то невольно заслонили собой и отвлекли внимание русских людей и богословов от знаменательного дня 11 ноября 1912 года, когда исполнился 100-летний юбилей знаменитого Архипастыря Русской Церкви второй половины XVIII в. и начала XIX в. Высокопреосвященного Платона, Митрополита Московского, почившего в этот день смертию праведника в устроенном им монастыре – Вифании, близ Троице-Сергиевой Лавры»[1].
При этом автор признавался, что «нельзя сказать, чтобы этот день вовсе остался не отмеченным. Москва, Сергиева Лавра и Вифания должным образом отпраздновали память своего Первосвятителя. Вспомянули также знаменитого Архипастыря некоторые из академических и вообще духовных журналов, две-три газеты и небольшое количество епархиальных органов»[2]. Эти слова у стороннего читателя или даже исследователя могут создать впечатление о том, что, действительно, 100-летний юбилей одного из самых известных архиереев XVIII века прошел незамеченным.
Вместе с тем, надо сказать, что это не совсем верно. Нам удалось просмотреть около 50-ти церковных периодических изданий за 1912-1913 гг. и обнаружить 35 статей в 16 журналах[3]. При этом надо особо подчеркнуть, что просмотрено чуть меньше половины всех церковных изданий, выходивших в тот период времени. Поэтому вполне логично сделать предположение, что обнаружены далеко не все материалы, посвященные митрополиту Платону.
При этом можно согласиться с процитированным выше автором в том, что основные торжества прошли в Москве. Именно московская церковная периодика больше всего уделила места на своих страницах для статей, слов, информационных заметок о юбилейных торжествах. Много материалов было опубликовано в «Московских церковных ведомостях» и «Душеполезном чтении». Из четырех выходивших тогда академических богословских журналов, 100-летний юбилей митрополита Платона «проигнорировал» только один – «Труды Киевской духовной академии». На страницах «Христианского чтения» и «Православного собеседника» было опубликовано по одной статье. [4] Что же касается «Богословского вестника» Московской духовной академии, то он «разразился» сразу несколькими научно-исследовательскими и аналитическими публикациями[5]. То, что это, действительно, знаковый момент, свидетельствует хотя бы тот факт, что такому событию, как 100-летие Отечественной войны, столичные академические издания вообще не уделили места, а два других органа – Киевской и Казанской академий – опубликовали только по одной статье.
Все обнаруженные материалы можно разбить на несколько групп.
К первой группе стоит отнести все новостные и информационные заметки, посвященные праздничным мероприятиям по случаю 100-летнего юбилея. В основном все они были опубликованы на страницах «Церковных ведомостей» (официального органа Русской Православной Церкви) и уже упоминавшихся «Московских церковных ведомостей». Согласно имеющимся данным, все торжественные мероприятия по предложению наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Товии – настоятеля Спасо-Вифанского монастыря, с утверждения митрополита Московского Владимира (Богоявленского), состоялись не 11, а 10 ноября, «т.е. накануне дня кончины святителя Платона, который падал на воскресный день, когда поминовения почивших по церковному уставу не совершается»[6]. Божественную литургию в Вифанской обители в день памяти совершил ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский). По окончании богослужения всем богомольцам бесплатно раздавалась брошюра, составленная профессором Д.И. Введенским, напечатанная на средства Вифанской обители и посвященная памяти святители Платона. В Спасо-Вифанской семинарии торжества по случаю юбилея прошли 11 ноября. Причем по окончании литургии была совершена не панихида, а благодарственный молебен. Далее в актовом зале состоялся праздничный акт, во время которого бывший ректор Вифанской семинарии А.А. Беляев и доцент академии В.П. Виноградов выступили с речами. Заупокойное богослужение по случаю 100-летнего юбилея было также совершено 10 ноября в Чудовом монастыре. Божественную литургию возглавлял епископ Серпуховской Анастасий. Собственно, если вкратце, то это все сведения о праздничных мероприятиях, которые удалось обнаружить в периодической печати.
Во вторую группу можно включить слова, поучения и речи, произнесенные во время праздничных мероприятий. Особо здесь можно выделить слово ректора Московской духовной академии епископа Феодора (Поздеевского), произнесенное в Преображенском храме Спасо-Вифанского монастыря, и которое было впоследствии опубликовано сразу в трех периодических изданиях[7].
В третью группу мы включили общие жизнеописания митрополита Платона, которые публиковались в более или менее развернутом виде на страницах разных, в первую очередь, епархиальных периодических изданий. Основной целью этих публикаций являлась популяризация биографии святителя. Статьи такого плана чаще всего являлись простым пересказом сочинения И.М. Снегирева[8]. Единственное отличие заключалось только в литературных возможностях и дарованиях самого пересказчика. Так, например, один из авторов пишет просто и незатейливо: «Архипастырь родился от незнатных родителей и в бедном селе в 1737 году»[9]. Второй же, этот же эпизод живописует следующим образом: «29 июня 1737 г. восходящее солнце озарило храм села Чашникова (в 40 верстах от Москвы) и окружающие его леса, холмы и долы. Пробудившаяся после летней ночи природа ликовала, как бы воспевая утреннюю песнь благодарения своему Творцу и Охранителю. И человек, богоподобный владыка природы, приготовлялся к разумному славословию Господа и Святых Его. По благовесту на колокольне церкви села Чашникова с разных сторон стекался в праздничных одеждах народ к утрени в день верховных апостолов Петра и Павла. Но вот начатый звон прекратился: звонивший причетник Георгий Данилов, оставив колокольню, с радостным лицом устремился в свой дом. Прихожане недоумевали, но скоро это недоумение разъяснилось. Пономарю Данилову Бог даровал сына; получив о сем известие на колокольне, счастливый отец побежал посмотреть на новорожденного, которого нарекли Петром»[10].
К четвертой, самой интересной для исследователя, группе мы отнесли научно-исследовательские историко-аналитические статьи, которые были опубликованы на страницах академических богословских журналов. Каждая из имеющихся статей была посвящена узкому вопросу или всему жизненному пути митрополита Платона, но с привлечением широкого круга источников, как опубликованных, так и архивных. Имеем в виду статьи Б.В. Титлинова «Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-просветительской деятельности своего времени», В.П. Виноградова «Платон и Филарет, митрополиты Московские (Сравнительная характеристика их нравственного облика)», прот. А.А. Беляева «Митрополит Платон как строитель национальной духовной школы».
В целом, все эти научно-исследовательские статьи и новостные заметки позволяют утверждать о том большом интересе, который вызывал к себе митрополит Платон (Левшин) в начале XX века, о той выдающейся деятельности и трудах, благодаря которым и был известен незаурядный Московский святитель.
Правда, этот 100-летний юбилей не обошелся и без критических заметок в адрес почившего святителя. Имеем в виду статью некоего А. Павлова, опубликованную на страницах еженедельного аналитического старообрядческого журнала «Церковь», под названием «Митрополит Платон – враг единоверия»[11]. Собственно, из самого заголовка вытекает основной предмет критики. Автор на основании нескольких высказываний самого митрополита делает вывод, что единоверцам не следует чтить память митрополита Платона или поминать его добрым словом: «Он всю свою жизнь шел против единоверия, и оно учреждено или основано не по его желанию, воли или согласию, но в силу Высочайшего: “быть по сему”»[12]. Другими словами, учреждение единоверия автор приписывает исключительно императору Павлу Ι.
Не вдаваясь в критический разбор данной статьи, т.к. это требует внимательного источниковедческого анализа, можно отметить, что полемическая заметка является еще одним подтверждением той особой роли, которую играл митрополит Платон в церковной жизни Российской империи второй половины XVIII века.
Однако в данном случае хотелось бы обратить внимание еще на одну статью, опубликованную на страницах «Московских церковных ведомостей» с тривиальным названием «Приснопамятный святитель Платон и дети»[13]. Сам заголовок уже в значительной степени говорит о содержании статьи. И продвинутый читатель, естественно, догадывается, что в заметке пойдет речь о том, что святитель с большой любовью относился к детям. Действительно, ведь не будет же автор на страницах православного издания в юбилейный год утверждать обратное!
В самом деле, уже в первых абзацах статьи читаем: «Почивший московский архипастырь любил детей, ласкал их и давал им гостинцы»[14]. Однако эта заметка интересна другим. Чуть дальше автор интригует читателя, утверждая: «Приснопамятный Архипастырь и по смерти его является покровителем детей»[15]. Подтверждением этого является тот факт, что прихожане и паломники очень часто, по словам насельников Вифанской обители конца XIX – начала XX вв., возлагали на гробницу святителя детские рубашечки, чтобы потом надеть их на болящих детей. Автор утверждает: «Мы знаем, что в былые времена в обители Спасо-Вифанского монастыря велась запись знаменательных случаев исцеления детей по вере в молитвы святителя Платона. Несколько лет назад, еще при покойном наместнике архимандрите Павле и игумене Анатолии, какой-то священник выпросил эту запись – и эта запись, к сожалению, не возвращена»[16].
Далее автор, между прочим, профессор Московской духовной академии Д. Введенский, приводит текст письма, в котором говориться об исцелении двух мальчиков – Алеши Озмидова и Павлуши Филиппова – от тяжелой болезни после того, как они надели рубашки, возложенные до этого на гробницу митрополита Платона. Произошло все это в конце 1910 – начале 1911 гг.
В этом контексте интересны сведения, которые содержаться в информационной заметке, опубликованной на страницах «Московских церковных ведомостей». Как уже отмечалось, в день памяти митрополита Платона, 10 ноября 1912 г. в Преображенском храме Вифанского монастыря ректором Московской духовной академии епископом Феодором была совершена Божественная литургия и панихида. Далее состоялась трапеза, на которой присутствовали, в том числе профессора академии А.Д. Беляев, С.С. Глаголев, Д.И. Введенский, В.П. Виноградов. Так вот, профессор С.С. Глаголев поделился со всеми присутствующими воспоминаниями об одном случае исцеления мальчика по молитвам святителя Платона[17]. К сожалению, сам случай в новостной заметке не приводится.
Примечательно, что этот же текст о праздничных торжествах в Вифанской обители был опубликован в «Церковных ведомостях». Правда, там текст был немного сокращен. И вполне ожидаемо, что эпизод со словами профессора С.С. Глаголева не попал на страницы официального органа Св. Синода.
Завершая этот краткий рассказ, нельзя не напомнить читателю слова, произнесенные сто лет назад преосвященнейшим епископом Феодором, ректором Московской духовной академии, в своем выступлении и посвященные памяти митрополита Платона,: «Благословен Бог, давший такого святителя русской земле; благословен Бог, давший этого святителя нашей московской церкви; благословен Бог, давший нам ныне великую радость и великую честь почтить молитвенно память сего иерарха»[18].
________________________________________
[1] Магнитский В., прот. Иеромонах Платон (Левшин), впоследствии Митрополит Московский, как законоучитель Цесаревича Павла Петровича // Вера и жизнь. 1913. Март. №5. С.25.
[2] Там же.
[3] В данном списке представлены публикации, которые не были использованы в данной статье: К 100-летию со дня кончины Московского митрополита Платона (1737-1812 гг.) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №46. С.1863-1866; Никон, еп. Памяти святителя Платона митрополита Московского // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №46. С.1866-1867; Горский М. Русский Златоуст (Памяти митрополита Московского Платона) // Русский паломник. 1912. №46. С.722-723; №47. С.738-740; №48. С.755-756; №49. С.771-772; Митрополит Платон и дети // Русский паломник. 1912. №46. С.726; Бережанский Н. Уголок митрополита Платона // Русский паломник. 1912. №52. С.826-828; Дмитриев Дм., свящ. Митрополит Платон // Голос Церкви. 1912. №12. С.141-156; Хавский С., свящ. У 100-летней могилы Святителя Платона в «Вифании», близ лавры Сергиевой // Московские церковные ведомости. Часть неофициальная. 1912. №6. С.133-134; От Церковно-Археологического отдела при Обществе любителей духовного просвещения // Московские церковные ведомости. Часть неофициальная. 1912. №46. С.1003; Памяти митрополита Платона (1812 – 1912 + 11 ноября) // Московские церковные ведомости. Часть неофициальная. 1912. №46. С.1004-1011; В.Ф., свящ. Памяти митрополита Платона // Московские церковные ведомости. Часть неофициальная. 1912. №49. С.1087-1088; И.П. Митрополит Московский Платон во дни нашествия французов (По поводу столетия со дня его кончины 11 ноября 1812 г.) // Странник. 1912. №11. С.615-626; Из жизни митрополита Платона // Странник. 1913. №6. С.937-939; Беляев А., прот. Из истории Вифанской семинарии после кончины митрополита Платона // Душеполезное чтение. 1912. Ч.1. С.94-108; 222-234; Слово в неделю Святые Пасхи, говоренное в Московском Успенском соборе 1786 г. апреля 12 дня Высокопреосвященным Платоном, (тогда еще) архиепископом Московским // Душеполезное чтение. 1912. Ч.1. С.375-378; Беляев А., прот. Дух митрополита Платона. К столетию со дня его кончины, 11 ноября 1912 г. // Душеполезное чтение. 1912. Ч.3. С.288-296; 419-426; 547-553; Орлов Н., свящ. Дело и доля проповедника по жизни Московского митрополита Платона // Душеполезное чтение. 1912. Ч.3. С.427-440; П-ский И. Платон, митрополит Московский // Миссионерское обозрение. 1912. №12. С.955-972; Памяти московского митрополита Платона // Церковный вестник. 1912. №47. Стб.1488-1490; Светлой памяти митрополита Платона // Ярославские епархиальные ведомости. 1912. №50. Часть неофициальная. С.996-998; Воспоминания о митрополите Платоне (Левшине). Обозрение иноепархиальной печати // Киевские епархиальные ведомости. 1912. №51-52. Часть неофициальная. С.1233-1234; Тихон (Почаевский), иером. Тула 106 лет тому назад (Из путевых записок Московского Митрополита Платона) // Тульские епархиальные ведомости. 1913. Часть неофициальная. №1-2. С.15-16.
[4] Титлинов Б.В., проф. Московский митрополит Платон (Левшин) и его участие в церковно-просветительской деятельности своего времени: к столетию со дня его кончины, 2 ноября 1812 г. – 2 ноября 1912 г. // Христианское чтение. 1912. №11. С.1199-1260; Магнитский В., прот. Платон II (Левшин) Митрополит Московский // Православный собеседник. 1912. №10. С.569-588; №12. С.837-881.
[5] Платоника. Об изучении жизни и трудов и чествовании памяти Платона, Митрополита Московского (К столетию со дня кончины, 11 ноября 1912 г.) // Богословский вестник. 1912. Ч. II. Май. С.198-226; Феодор (Поздеевский), еп. Речь, произнесенная ректором Московской Духовной Академии епископом Феодором в Преображенском храме Спасо-Вифанского монастыря в день торжественного поминовения приснопамятного митрополита Платона, по поводу столетия со дня его кончины // Богословский вестник. 1912. Ч. III. Декабрь. С.661-667; Беляев А.А., прот. Митрополит Платон как строитель национальной духовной школы // Богословский вестник. 1912. Ч. III. Декабрь. С.668-681; Виноградов В.П. Платон и Филарет, митрополиты Московские (Сравнительная характеристика их нравственного облика) // Богословский вестник. 1913. Ч. I. Январь. С.10-34; Февраль. С.311-348.
[6] 100-летие со дня кончины святителя Платона // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №47. С.1923.
[7] Феодор (Поздеевский), еп. Речь, произнесенная ректором Московской Духовной Академии епископом Феодором в Преображенском храме Спасо-Вифанского монастыря в день торжественного поминовения приснопамятного митрополита Платона, по поводу столетия со дня его кончины // Богословский вестник. 1912. Ч. III. Декабрь. С.661-667. См. также: Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №47. С.1897-1901; Московские церковные ведомости. Часть неофициальная. 1912. №47. С.1026-1032.
[8] Снегирев И.М. Жизнь Московского митрополита Платона. М., 1891.
[9] Магнитский В., прот. Платон II (Левшин) Митрополит Московский // Православный собеседник. 1912. №10. С.570.
[10] Минервин Д. Платон митрополит Московский (Краткий очерк его жизни и деятельности) // Душеполезное чтение. 1913. Ч.3. С.389.
[11] Павлов А. Митрополит Платон – враг единоверия // Церковь. 1912. №45. С.1075-1077; №46. С.1100-1103.
[12] Там же. №46. С.1103.
[13] Введенский Д. Приснопамятный святитель Платон и дети // Московские церковные ведомости. Часть неофициальная. 1912. №20-21. С.500-503.
[14] Там же. С.500.
[15] Там же. С.501.
[16] Там же. С.501.
[17] Празднование столетия со дня кончины митрополита Платона в Спасо-Вифанском монастыре, в Вифанской семинарии и в Москве // Московские церковные ведомости. Часть неофициальная. 1912. №47. С.1034.
[18] Феодор (Поздеевский), еп. Речь, произнесенная ректором Московской Духовной Академии епископом Феодором в Преображенском храме Спасо-Вифанского монастыря в день торжественного поминовения приснопамятного митрополита Платона, по поводу столетия со дня его кончины // Прибавления к Церковным ведомостям. 1912. №47. С.1901.