Сегодня святая Церковь вспоминает праздник введения в храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Когда Церковь говорит о значении праздника, она говорит всегда в сотериологическом ключе. Выдающийся православный богослов митрополит Антоний Сурожский, говоря о значении нынешнего праздника на пути нашего спасения, указывает на то, что вхождение Богоматери в «Святая Святых» представляет вхождение всего человечества в область глубины богообщения. Поэтому, можно сказать, что этот праздник для нас является указанием, правильным критерием, направляющим вектор нашего бытия.
Конечно, не только сегодняшний праздник, но и Сама Пресвятая Богородица является для нас примером подражания. Мы не зря называем Ее Нашей Путеводительницей, потому что, только Она может привести нас к Своему Сыну и Богу. Более того, Личность Богоматери есть воплощение идеального предназначения, которое Бог вложил в человека при создании его. Жизнь Пречистой Богоотроковицы показывает, что акт создания человека не стал окончательно дьявольской насмешкой над Творцом и Его творением в силу отвержения наших прародителей от полноты Богообщения. Эта насмешка была только до Нее, до Ее явления и явления из Нее Спасителя Мира – Господа Иисуса Христа.
Мы восхваляем Предобродетельную, Пречистую Деву, ибо Она показывает нам, каким Бог хочет видеть нас. Бог хочет, чтобы мы находились в вечном общении с Ним и это возможно только в подражании Ей, ибо только тогда все наше бытие может быть пронизано Божественным присутствием. Бог тоскует по соединению с человеком, а Пречистая Дева является прекращением этой тоски. В тоже самое время, Она является прекращением и разрешением нашего поиска, в чем суть Божьего предвечного замысла о человеке. Суть в том, чтобы мы стали богоносцами. Быть носителями Сына Божия, на греческом языке это звучит как «ο Θεοφορος».
Матерь Самой Благости и Родительница Вечной Красоты – как отзывается о Приснодеве Святой Григорий Палама, есть символ наитеснейшего соединения с Богом. Мы призваны стать богоносцами по благодати. В этом весь смысл извечного Божия замысла о каждом человеке: стать Богоносцем, стать вместилищем Бога Слова, найти в себе место для Бога. Ярчайшим примером этого подражания мариологическому образу существования является апостол Павел, выдвигающий лозунг всех богоносцев: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20).
Приведем Евангельский отрывок говорящий именно о том, как Христос ожидает от нас подражания Его Матери, ожидает увидеть нашу жизнь одетую в красоту богоматеринства. «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь». (Мк 12:46-50). Христос не стал говорить: да вы правы, Она Моя Мать и лишь Она имеет право быт со Мной, находится в общении со Мной, а все остальные должны стоят далеко от нас, в задворках нашего общения. Есть только одна Матерь по природе, но Он хочет, чтобы каждый от нас стал Его сродником по благодати.
Христос ждет от нас самоотверженной любви, такой любви чтобы в ней Он почувствовал Себя не только нашим Творцом, а еще больше — братом и сыном. И когда мы с вами, братья и сестры, слышим евхаристический призыв: «примите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое» и дальше «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя, яже за многия изливаемая во оставление грехов», мы на самом деле слышим призыв Самого Христа, как будто говорящего нам: Подойди ко мне, разве Ты не видишь мою тоску по Тебе, разве ты не видишь, что Я когда-то стал человеком ради тебя, воплотившись от Духа Святого и Марии Девы, разве ты не чувствуешь, что я установил и эту Вечерю Любви не для того чтобы дать своей Церкви религиозный обряд, а для того чтобы соединился с твоим телом и твоей кровью, как Я соединился с телом и кровью моей Матери.
Таким образом, двигаясь по пути богоуподобления, мы ожидаем, что однажды будем все одно и увидим, что образ Жены держащей Сына и есть образ ожидаемого нами эсхатологического состояния человечества соединившегося с Богом. И если бы человек уже сейчас мог увидеть, т.е. визуально представить способ объятия Бога с человеческим родом в реальности Царствия Божия, он бы увидел это событие не иначе как икону Богоматери. Аминь.
Проповедь аспиранта I курса Санкт-Петербургской православной духовной академии монаха Владимира (Палибрк), произнесенная 3 декабря 2013 года в Иоанно-Богословском академическом храме за праздничным бдением накануне празника Введения во Храм Пресвятой Богородицы