Одна из важных юбилейных дат наступившего года – 260-летие со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта. С личностью великого композитора и, в частности, с его последним произведением, «Реквиемом», связано немало легенд. О том, какое место «Реквием» занимал в творчестве композитора, что значил для него, где кроются истоки замысла и какие загадки еще остается раскрыть, мы решили поговорить с игуменом Петром (Мещериновым), настоятелем подворья Данилова монастыря в Подмосковье и автором курса аудиолекций об истории музыки.
– Давайте начнем с разговора о жанре реквиема вообще. Что он из себя представляет? Какова его история?
– Реквием – это латинская заупокойная месса, отпевание. Название происходит от первого слова латинского текста «Requiem aeternam dona eis, Domine», что в переводе означает «Покой вечный дай им, Господи». От классической мессы реквием отличается отсутствием таких частей, как «Gloria» («Слава») и «Credo» («Верую»). В его состав вводятся иные песнопения: «Requiem» («Покой»), «Dies irae» («День гнева»), «Tuba mirum» («Чудесная труба»), «Lacrimosa» («Слёзная») и другие. Первоначально реквиемы складывались из мелодий григорианского хорала, то есть из традиционных церковных песнопений. Они были одноголосые и исполнялись без участия музыкальных инструментов. Уже в XV веке появляются композиторские интерпретации с многоголосой обработкой традиционных мелодий. В XVIII же веке реквиемы становятся одним из самых распространенных жанров духовной музыки, они есть в творчестве почти всех выдающихся композиторов. Произведение Моцарта было написано в 1791 году, и в самом заказе не было ничего особенного. Моцарт писал музыку на церковный канонический текст.
– Какова же история этого сочинения? Почему оно окутано такой таинственностью?
Мне день и ночь покоя не дает– Отчасти дело в том, что сам Моцарт воспринял этот заказ как некий знак. К нему пришел человек в черном, что произвело на композитора сильное впечатление. У Пушкина в пьесе «Моцарт и Сальери» этот посредник описан как предвестник чего-то злого:
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.
Моцарт работал анонимно, не зная, для кого он пишет «Реквием». Только после смерти композитора удалось установить личность заказчика. Им оказался граф фон Вальзегг, посредником же выступал управляющий графа Лойтгеб.
Довольно распространена легенда, согласно которой граф собирался выдать «Реквием» за свое собственное сочинение. Однако правда вскоре раскрылась, поскольку не узнать музыку Моцарта было невозможно. «Реквием» получил широкое распространение и исполнялся на похоронах выдающихся людей.
Еще одной причиной таинственности может быть и вопрос авторства. Моцарт не успел закончить произведение. Считается, что дописан «Реквием» был учеником композитора Зюсмайером. В своей работе он опирался на наброски и черновики Моцарта, но внес и свое собственное видение. До сих пор не выяснено, какова степень участия Зюсмайера в создании «Реквиема», какие части принадлежат всецело Моцарту, а какие были дописаны уже его учеником.
– А какое вообще место «Реквием» занимает в творческой эволюции Моцарта?
– Безусловно, тот факт, что это последнее произведение композитора создает вокруг него особый ореол, делает чем-то из ряда вон выходящим. Но, во-первых, как уже было сказано, «Реквием» не был закончен Моцартом, поэтому трудно составить о нем целостное впечатление. Во-вторых, хотя это выдающееся, величайшее музыкальное произведение, этот уровень владения музыкой был достигнут Моцартом еще несколько лет назад. Таким образом, нельзя сказать, что «Реквием» означал новый этап в творческом развитии.
– «Реквием» – это ведь не единственное церковное произведение Моцарта?
– Не единственное, Моцарт вообще написал много церковной музыки. Большая часть церковного наследия композитора была написана в тот период, когда он состоял на службе архиепископа Иеронима Колоредо в Зальцбурге. Это мессы, литании, вечерни, оффертории, мотеты, кантаты, оратории. Прекрасны сонаты, исполняющиеся во время Причастия, которые были написаны Моцартом еще в юности. Мессу до-минор (Большая месса с-moll) (1783) можно назвать предтечей «Реквиема» и по приемам письма, и по подходу к церковной музыке в целом. Но она также не была закончена.
– Что мы можем сказать о вере Моцарта?
– Он был глубоко и живо верующим человеком. Отчасти это и привело его к вступлению в 1784 году в масонство. В нем Моцарт нашел ту общинность, которой ему не хватало в официальной католической церкви. Он часто исповедовался и причащался. Свидетельства этого можно найти в письмах композитора. Стоит отметить, что в то время масонство еще не было запрещено ни государством, ни Церковью и существовало скорее в форме интеллигентских кружков. Австрийское общество того времени (время правления императора Иосифа II) вообще можно назвать одним из самых здоровых. В стране не было революций, сильных потрясений, проводившиеся реформы были направлены на упорядочение жизни. Неудивительно, что в этой среде в один исторический период появились такие гении, как Моцарт, Гайдн, Бетховен. Религиозные же реформы Иосифа II вовсе не были антицерковными. Позиции католической церкви оставались очень сильны.
– Существуют ли реквиемы в православной культуре?
– В Православии нет реквиемов. В нашей культуре сформировались другие традиции. У нас сочиняют заупокойные литургии, среди которых тоже есть прекрасные музыкальные произведения. Например, «Заупокойная Литургия» Александра Андреевича Архангельского.
игумен Петр (Мещеринов)