Грех дает только ощущение, видимость знания. Это началось еще в раю: этот обман — «Будете, как Боги, и узнаете…». Ничего не узнали. Глаза открылись, но открылись на собственную наготу, которая была на самом деле наградой целомудрия, а оглупление произошло мгновенно, и Адам стал прятаться от Бога.
На этих днях мы слышали канон преподобного Андрея Критского. Изо дня в день мы изучали, по слову святителя Иннокентия Херсонского, нашего главного врага на земле – грех. Мы изучали этого коварного врага, этого первого врага, который появился, когда мы еще были в райском саду, и последнего, который явится на Страшном Суде. Мы изучали его и увидели, что этот грех вездесущ, что этот грех настоящий наш противник, это то, что свойственно нам, это то, что сильнее, по слову того же святителя, оказалось и самого диавола, ибо когда-то прекрасного денницу превратило в исчадье ада.
Мы узнали, что грех дает первоначальную сладость. Всегда грех дает первоначальную сладость. Он потом оставляет горечь. И эта сладость есть следствие нашего испорченного нравственного вкуса, и избавиться от греха значит исправить нравственный вкус. Как ребенок постепенно привыкает к острой, незнакомой ему пище, точно также и мы с детства, от юности, постепенно, вкушая греха, совершенно испортили свой вкус. И теперь эта кажущаяся сладость греха нас манит, и только потом, по прошествии длительного времени, мы ощутим его страшную горечь. Надо исправить собственный вкус, надо исправить и собственные знания, собственный ум, потому что грех делает нас глупыми.
Грех дает только ощущение, видимость знания. Это началось еще в раю: этот обман — «Будете, как Боги, и узнаете…». Ничего не узнали. Глаза открылись, но открылись на собственную наготу, которая была на самом деле наградой целомудрия, а оглупление произошло мгновенно, и Адам стал прятаться от Бога.
Каждый грешник становится глупее от каждого совершенного греха, и эта глупость приводит иногда к этой наглости порока, к этому хвастовству пороком, когда обезумевший грешник начинает кичиться тем, что он грешит. И в преступных сообществах такие люди становятся авторитетами, становятся людьми, которые всячески выставляют свою греховную природу.
Наше сообщество непреступно, и каждый, кто поднаторел в грехе, не будет авторитетом, но будет человеком, глупость которого и нравственное поражение которого будет ясно и заметно каждому. По слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «Каждый грех попаляет в нас какую-то добродетель». И не стоит думать, что речь идет только о грехах, которые совершены словом или делом. Совершенное помышлениями, мыслями, чувствами может быть даже важнее, почему и вошла эта заповедь, очень важная – не пожелай. Ведь на Страшном Суде не наши тела будут судимы, не наши земные обстоятельства, а наша душа будет судима. И то, что происходит в ней на уровне чувств, на уровне мыслей – вот это и будет подвержено суду.
Когда-то поставленные на границе двух миров – духовного и материального — мы были призваны, по промыслу Божественного Логоса, отражать Божественный свет в мир материальный. Быть своеобразной линзой. Мы замутнились грехом. Мы исказили этот материальный мир именно своим грехом. Восстановить это искажение материального мира, восстановить это равновесие вокруг нас и в нас мы призваны исповеданием своих грехов. Мы привели себя в рабство греху и уйти от этого рабства – значит исповедовать свой грех. И закон любви, данный нам еще в раю, своими грехами мы превратили в закон ненависти, закон лжи. Исправить эти законные основания нашего существования мы должны в своей исповеди.
Будем помнить о том, что сами по себе мы ничего сделать не можем. Грех настолько ослабляет человека, что даже исповедоваться по-настоящему у нас сил нет. Святой праведный Иоанн Кронштадтский так и записал в своем дневнике : «Если бы не благодать Божия, грешники бы никогда не обратились от своих грехов». Поэтому наше исповедание грехов — это ответ на ту благодать Божию, которую Господь нам посылает.
Постараемся ответить, постараемся сделать все, чтобы избавиться от этого страшного царства греха. Сделать все, чтобы это искажение двух миров, которое мы допускаем, чтобы этот закон ненависти, который мы распространяем, были упразднены. Чтобы мы снова могли иметь этот четкий вкус и нравственный ум к каждому деянию, не важно, совершаем мы его словом, делом или помышлением. И это нам нужно, для того чтобы увидеть, что это обращение не дань формальности, не дань церковной риторике, не дань уставу или церковному этикету. Это богословская истина, которая должна пронзать нас каждый раз, когда к нам обращаются: «Дорогие братья и сестры». Мы выкуплены дорогой ценой и все наши грехи, которые понес Христос, – это цена за спасение мира. И вот когда мы действительно осознаем, что мы дороги Богу, что мы действительно дорогие для Него и достались Ему дорогой ценой, вот тогда и наше сердце отзовется благодарной молитвой. Тогда мы сможем по-настоящему исповедовать Христа, особенно если будут тяжелые минуты испытания, когда действительно нужно будет явить свою веру, да и во всякую минуту нравственного выбора. Аминь.
Протоиерей Вячеслав Харинов.
Проповедь духовника Санкт-Петербургской православной духовной академии протоиерея Вячеслава Харинова в пятницу первой седмицы Великого поста 2 марта 2012 года