Одной веры недостаточно, чтобы достигнуть конца этого пути. И именно поэтому Святая Церковь предлагает нам сегодня воспоминание о святителе, учение которого ещё глубже, ещё полнее раскрывает нам смысл Великого поста. Свт. Григорий Палама учил о том, что путь, начатый верою, продолжается и завершается для каждого человека, идущего к Богу, уже не верою, но истинным знанием, продолжается и завершается реальным и даже зримым общением с Богом, реальным единением с Ним.
Дорогие братья и сестры!
Всё в жизни Святой Церкви имеет свой таинственный смысл. Ничто не совершается просто так. Даже события исторически, казалось бы, случайно связанные с тем или иным днём, оказываются глубоко вписанными в хронологию священных символов Церкви, назначенных к тому, чтобы мы сообразовали свою жизнь с их примером. Сегодня мы вспоминаем память святителя Григория Фессалоникийского, именуемого Паламой, и мы невольно задумываемся о том, почему память и пример именно этого святого наши далёкие духовные предшественники положили совершать в этот день.
Сопереживая изгнание нашего прародителя Адама из рая и осознав своё духовное падение и богооставленность, каждый из нас, вновь и вновь началом поприща Великого поста, как бы озираясь кругом, видит среди окружающей тьмы страстей собственной души путь, ведущий к Богу — путь, чистым и ясным лучом света проступающий сквозь эту тьму.
Но чтобы встать на этот путь, чтобы сохранить себя на этом пути, мы должны положить в его основание незыблемый камень веры. Высочайшие и таинственные тайны Божественной жизни, открытые нам Христом Спасителем, направляют нас по этому пути. Воспринятые верою, невидимым и таинственным образом они оформляют наш ум, увлекают сердце, раскрывают в глубине нашего существа прекрасные возможности человека, призванного к богоподобию и способного к его осуществлению.
День торжества Православия, который мы отмечали неделю назад, явил нам и в нас запёчатлённой неповреждённую веру Христову, пролагающую путь к Богу.
Но одной веры недостаточно, чтобы достигнуть конца этого пути. И именно поэтому Святая Церковь предлагает нам сегодня воспоминание о святителе, учение которого ещё глубже, ещё полнее раскрывает нам смысл Великого поста. Свт. Григорий Палама, опровергая ложное учение монаха Варлаама, учил о том, что путь, начатый верою, продолжается и завершается (для каждого человека, идущего к Богу) уже не верою, но истинным знанием – продолжается и завершается реальным и даже зримым общением с Богом, реальным единением с Ним.
Вступив на путь христианской жизни, к своей вере человек должен приложить труд, человек должен все силы, все способности своей человеческой природы задействовать в работе над собой, все силы своей природы включить в область своего внутреннего труда, сделать активными участниками своей аскезы. И душа, и тело человека должны стать участниками его пути к Богу.
Но эта добродетельная жизнь человека, все наши труды — ещё не есть само богообщение. Как учит свт. Григорий Палама, наши труды, наш ответ Богу, наше уподобление Христу есть только приготовление к жизни в Боге, есть только путь к обожению. Общение с Богом – реальное и таинственное – хотя и совершается во временных и пространственных пределах нашего земного мира (в пределах наших чувств и мыслей), однако по своей сути есть нечто, совершенно превышающее этот мир – превышающее наши сердце и ум.
И эта реальность необъяснима никакими человеческими словами. «Знаю человека во Христе, который… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор 12:2,4), — так говорит об этом св. ап. Павел. Но будучи необъяснимым, богообщение остаётся в высшей степени реальным фактом человеческой жизни святых, которые свидетельствуют нам об этом. Знание Бога, богообщение, боговидение, обожение — такими словами святые отцы выражают таинственную реальность этого единения человека с Богом.
Свт. Григорий Палама особенно настаивает на том, что в этом таинственнейшем богообщении весь человек – и его душа, и тело, всё, что прилагало свой труд к делу спасения – становится способным видеть Самого Бога, чувствовать Его, знать Его, реально пребывать с Ним.
Так, Святая Церковь, вспоминая память свт. Григория Паламы, как бы в одном кратком мгновении показывает нам весь путь человека к Богу, простирает наши мысли и наши сердца от веры к знанию, от образов к единению, от начала этого пути к его концу, хотя ему и «несть конца».
Как же нам идти по этому пути? Наше знамя – Христос, и только через уподобление Ему, имея в своём сердце Крест Христов, подражая своему Спасителю и взяв свой собственный крест, каждый из нас оказывается способен, встав на этот великий духовный путь силою веры, шествовать по нему к Богу. Великая сила Креста Христова есть неизгладимый образ нашей христианской жизни, и наша Святая Церковь, утвердив ныне в наших сердцах мысль о великом пути к Богу, в следующую неделю, в следующее воскресенье Великого поста предложит нам поклониться Кресту Христову, чтобы ещё крепче утвердить в нас его образ, чтобы мы неложно и безбоязненно воспоследовали своему Спасителю.
Свт. Григорий Палама живое общение с Богом изображает, прежде всего, как цель нашего пути. Но обожение уже совершается в нас, оно есть в какой-то степени и реалия нашей христианской жизни, — именно об этом говорит нам прп. Иоанн Лествичник, память которого будет воспоминаться в четвёртую неделю Великого поста. Бог постепенно открывает нам свою Божественную жизнь, открывает её в нас самих, так что каждая ступенька нашей христианской жизни становится внутренним откровением Божественного бытия в нашей душе, в нашем сердце, в нашем разуме, в нашей воле, в нашем теле. Послушание, ревность, милосердие, мир, смирение, любовь — эти Божественные черты, одна за другой способны «воплотиться» в нас, освятить наш внутренний, а в конечном счёте и внешний, мир, способны стать нашим достоянием.
Церковь призывает нас очистить и настроить свои ум и сердце, уподобиться Христу, взять свой крест, и, прилагая к духовному труду новый труд, из меры в меру шествуя по таинственным ступеням духовной лествицы, достигнуть своего Спасителя и стать «богами по благодати».
И, наконец, Церковь показывает нам, что совершить этот путь возможно для всякого человека! Примером прп. Марии Египетской, который воспоминается в пятую неделю Великого поста, мы научаемся тому, что нет ничего невозможного: что и из состояния самого глубокого падения человек способен — с помощью Божией, но и своей собственной силою — достигнуть высочайшей святости и истинного подобия Христу. Для нас важно лишь неуклонное движение к Богу, и тогда мы сможем пройти всю долгую лествицу духовных мер, откуда бы мы ни начали наш путь.
И тогда, если мы совершим этот труд, если каждый из нас, неуклонно стремясь к Богу (подобно прп. Марии), поднимется хотя бы ещё на одну ступеньку своей духовной лествицы (изображённой прп. Иоанном), держа в руках знамя своего спасения — Крест Христов и стремясь к полноте реального, живого и совершенного общения с Богом (о котором так прекрасно учит нас свт. Григорий Палама, память которого мы вспоминаем сегодня) тогда мы сможем со словами «Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» нелицемерно встретить своего Господа как Царя и Бога. И тогда, в свою очередь, мы окажемся способны уже по-новому прикоснуться к Кресту Христову, окажемся способны хотя бы в малой и несовершенной мере, но всё же чуть глубже прочувствовать то, что пережил Спаситель, понять смысл Его страшной и великой Жертвы. Тогда и Воскресение Христово явит новые плоды в наших сердцах.
Дорогие братья и сестры! Церковь Христова образами и символами сменяющих друг друга недель этого единого поприща Великого поста написует на скрижалях наших сердец одну за другой эти священные истины, предлагает их нам для того, чтобы мы их осмыслили, прочувствовали, пропустили через своё сердце. И не только прочувствовали и осмыслили, но и осуществили в своей жизни! Аминь.