«На высоте Господь воздержaния истинна тя положи, якоже звезду нелeстную, световодящую концы, настaвниче Ионне, отче нaш»[1]. Такими словами сегодня, мы, и вся Православная Церковь, чтим память равноангельской жизни святого – преподобного Иоанна Лествечника.
Преподобный Иоанн Лествичник, жил и подвизался в VI-VII веке. За свою высокую духовную жизнь, был назначен игуменом Синайского монастыря и написал всем известное аскетическое произведение «Лествица».
Преподобный Иоанн Лествичник родился в Константинополе в VI веке. До ухода в монастырь он получил хорошее образование. Будучи еще совсем юным, он так возлюбил Господа, что решает порвать с жизнью своих сверстников, и полностью посвятить себя служению Богу. Он принял монашеский постриг на Синае в 16-летнем возрасте. Вскоре после пострига, преподобный Иоанн стал подвизаться в уединении у подножия горы Синай.
После 40-летнего отшельничества, святой против воли был поставлен игуменом монастыря. Незадолго до своей смерти преемником его игуменства, преподобный назначил епископа Георгия, своего брата по плоти, а сам стал снова подвизаться в безмолвии на прежнем месте, где и скончался.
Бытует мнение, что аскетические наставления содержащиеся в «Лествице» предназначены только для монашествующих, так как произведение адресовано игумену Даниилу, начальнику Раифского монастыря. На первой же главе, под заголовком «Об отречении от жития мирского», некоторые приходят в замешательство: не успел начать читать, а уже такие высоты.
В действительности же дело обстоит совсем иначе. Данное аскетическое произведение пестрит и переполняется темами, которые имеют равную силу как для монахов, так и для мирян.
Одной из таких общих тем, которая касается всех нас – является тема покаяния. Покаяние особенно актуально в дни Великого поста. Вот только преподобный Иоанн Лествичник так не считает: покаянию надлежит занимать не определенные промежутки времени, но оно должно сопровождать всю земную жизнь человека, не только в дни святой Четыредесятницы. Он пишет: «Мы не будем обвинены, о братия, не будем обвинены, при исходе души нашей, за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли видения, но, без сомнения, дадим Богу ответ за то, что не плакали непрестанно о грехах своих»[2].
«Каяться, — по словам св. прав. Иоанна Кронштадского, — значит, в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих; значит, сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом»[3].
Но как достичь такого видения своей немощи? Для этого человеку очень важно и необходимо чтение Священного Писания. Читая Боговдохновенные слова Евангелия, наполненные призывами Спасителя к смирению, милосердию, любви и совершенству – человек смотрит на себя как в зеркало, видит себя таким, какой он есть в действительности. Все грехи окрашиваются в яркие цвета, как лакмусовая бумажка при химической реакции.
Нам всем хорошо известно греческое существительное μετἀνοια, что значит «сожаление», «раскаяние». Существует также глагол μετανοἐω, который несет смысловую нагрузку изменения мнения или ума, мыслей. Следует отметить, что древнегреческая грамматика имеет некоторые интересные особенности. Одной из таких особенностей есть то, что все глаголы этого языка являются личными. Т.е. словарная форма глагола всегда проецируется на говорящего: «я́ изменяю мнение», «я́ изменяю ум и мысли», «я́ каюсь». Именно такие формулировки должны занимать ум христианина. Именно такое активное, а не абстрактное действие, по преподобному отцу Иоанну Лествичнику, должно длиться всю жизнь.
Так же есть древнееврейское, а во времена Спасителя арамейское, слово – субу[4], которое говорит о необходимости вернуться в начало.
Когда апостолы проповедовали: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие» (Мф. 4, 17), для евреев это означало: «Вернись в начало, ты не туда пошел, ты просмотрел Мессию». А греки-язычники понимали это как: «Измени ход своих мыслей, ты стоишь слишком далеко от истины».
Так и мы, в дни Великого поста, посредством чтения Священного Писания должны увидеть свои грехи. Но этого не достаточно. Далее мы должны изменить свой ум, покаяться в наших промахах и вернуться в начало, в младенческое состояние, где всё радует и благоухает безвозмездной любовью. Аминь!
[1] Кондак прп. Иоанна Лествичника
[2] Прп. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. – М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2002. С. 118
[3] Св. прав. Иоанн Кронштадский. Моя жизнь во Христе: извлечение из дневника: в двух частях. – М.: Лепта Книга, 2008. С. 409
[4] См.: Михаил Труханов, прот. Боже, будь со мною! Проповеди. – Минск: Лучи Софии, 2010. С. 21
Проповедь магистранта I курса церковно-практического отделения Санкт-Петербургской духовной академии чтеца Антония Молотка на всенощном бдении 29 марта 2014 года накануне Недели преподобного Иоанна Лествичника в академическом храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.