Святая церковь сегодня чтит образ Пресвятой Девы, именуемый Владимирской иконой. По святоотеческому преданию Владимирская икона Божией Матери написана Святым евангелистом Лукою на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. В память чудесного избавления Русской земли от хана Тамерлана на Кучковом поле, где и была встречена Икона, построили Сретенский монастырь, а на 8 сентября было установлено всероссийское празднование в честь сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, праздник, который мы ныне чтим.
Невозможно выразить словами то великое усердие, которым пламенеют к Приснодеве сердца искренне верующих людей. На Святой Горе Афон ежедневно в конце вечерни поют молитву, в кратких словах выражающую крепкую, необоримую веру человечества в защиту Богоматери: «Никтоже, притекаяй к Тебе, посрамлен исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодать и приемлет дарование в пользу прошения».
Всесвятая Богородица, к святому образу Которой мы сегодня молитвенно взираем, обрела великую благодать от Господа и стала заступницей усердной рода христианского. Святитель Димитрий Ростовский пишет о Ней: «Сильна Она на земле: ибо стерла Она главу невидимого змия и попрала адскую силу. Ею воздвигаются победы, Ею ниспадают враги. Сильна Она на Небе: ибо Бога всесильного и крепкого молитвами связывает, умилостивляет к нам. Связывает своими молитвами Бога, Которого некогда на земле связывала пеленами..»
Святитель представляет Пречистую Деву как «Ниву неоранную», а Ее заслуги – «как отборные колосья», предназначенные для «Небесной Житницы» и как поем в мы Акафисте: «Радуйся браздо, растящее гобзование щедрот». Эта чудная сила Пресвятой Девы есть результат чистейшей и совершенной преданности Мариам Богу волею, мыслию, душою, всем существом, всякою способностью, всяким действием, всякою надеждою и ожиданием. Прославляя высокую в смирении, мы должны вспомнить какими великими печалями преисполнен был земной путь Богородицы и то Небесное оружие, которая предпочла Мариам на всем протяжении Своей невыразимо скорбной жизни – молча страдать.
Молча страдать – вот, что было на земле Ее постоянным уделом. Это было нескончаемое углубление сердца в непроходящую муку, вечное исхождение невидимой мученической крови.
Она молчала, когда следы Ее таинственного плодоношения стали заметны и начинались великая скорбь Ее от подозрений Старца Иосифа Обручника, некогда радовавшегося, что его старческая рука благоговейно сохраняет этот цвет непорочности и вдруг Она готовиться стать Матерью.
Она молчала, когда в холодную декабрьскую ночь Ей нельзя было приютить Новорожденного Сына в теплом доме и когда волы согревали своим дыханием Царя вселенной.
Она молчала, когда «искали души Ее Младенца», и в жгучем страхе за Него Она со старцем Иосифом бежала в Египет.
Она молчала, когда Сын Ее рос в бедном доме, и , может быть, усердного труда старого плотника и Ее неустанно работающих рук не было достаточно, чтобы заработать Иисусу дневное пропитание.
Она молчала, когда Он оставил Ее, ушел на великое дело Свое на проповедь народу.
Молчала, когда однажды пришла навестить Его в доме, теснимом народом, и на ЕЕ просьбу выйти к Ней Иисус послал Ей ответить: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».
Она молчала, когда Он, Ее любимый Иисус, всю святыню, все Божество Которого Она одна лишь изо всех людей постигала в полной мере, стоял на помосте избичеванный, оплеванный, с терновым венцом наголове, с кровию на челе, которое было челом ЕЕ ребенка, которое Он в порыве детской любви в былые годы прижимал к Ее груди.
Она молчала, когда Он падал, подстегиваемый легионерами, и нес по улицам Иерусалима Свой крест.
Молчала, когда в Ее ушах раздавались звуки рокового молота, пробивавшего гвоздями Тело Ее Божественного Сына.
Молчала, когда, вися на Кресте, оставленный Отцом, Он переживал муку, в которой собирались муки всех людей всех времен и народов и через Ее сердце оружие пройдет
Молчала, когда по закату солнца пречистое Тело Ее Сына снимали с Креста и полагали во гроб.
Именно молчание в вере Богу – щит Богоматери.
Дорогие Отцы, братия и сестры…..и как говорит духовный писатель:
Приходят беды грозовые, уныние душит через край,
Но есть у нас друзья святые, нас слышат здесь оставив рай.
Ну где же, где же Всесвятая, в раю я громко вопрошал, и мне спокойно отвечая, рукою Ангел указал.
Вон там, где сердце – поле битвы, детей из смерти вырывая, от грешной жизни воскрешая,
Там Мариам, внимает сердцем их молитвы.
Аминь.
Проповедь иеромонаха Виталия (Морозова) в академическом храме апостола и Евангелиста Иоанна Богослова за Божественной литургией 8 сентября 2013 г.