М.В. Шкаровский. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в XX веке.

М.В. Шкаровский. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в XX веке.

Русская Покровская община занимает особое, довольно значительное место в истории религиозной жизни Финляндии в XX веке. Он была основана в декабре 1925 г. в г. Выборге бывшей купчихой, а позднее монахиней Анной Дмитриевной Пугиной (1866-1950) после перехода Финляндской Православной Церкви на финский язык в богослужениях и григорианский церковный календарь, что вызвало неприятие многих русских эмигрантов. Первое время группа таких эмигрантов в Выборге, входившем тогда в состав Финляндии, тайно от властей собиралась на квартирах для совершения молитв по старому стилю. Затем эту группу поддержала А.Д. Пугина, которая при посещении в 1925 г. Коневского монастыря пришла к мысли об открытии в своем доме частной церкви.[1]


Возглавлял Покровскую общину в качестве настоятеля в течение почти 23 лет, — с момента основания до своей смерти 19 июля 1948 г. известный в Финляндии пастырь — протоиерей Григорий Евфимьевич Светловский (1872-1948), служивший в 1917-1925 гг. настоятелем церкви Казанской иконы Божией Матери в г. Терийоки (ныне г. Зеленогорск Ленинградской области). 7 декабря 1925 г. пастырь был по распоряжению выборгского губернатора выселен из Терийоки в Выборг за проведение весной того же года Пасхального богослужения по юлианскому календарю.  В марте 1926 г. отец Григорий получил разрешение властей на проведение богослужений в течение 12 дней, в Страстную седмицу и на Пасху, но не было антиминса, а посланный за ним в Коневецкий монастырь к сосланному на покой архиепископу Финляндскому Серафиму (Лукьянову) член общины Стефан Хотенко из-за распутицы не успел к Пасхе. По другим сведениям, первая всенощная служба была совершена 11/24 апреля, в канун Вербной субботы. В мае члены общины представили требуемые по закону 20 подписей финляндских граждан под обращением к правительству с просьбой зарегистрировать общину. На Троицу гостем нового прихода был архиепископ Серафим (Лукьянов), однако он отказался взять на себя окормление общины.[2]

Известный в Финляндии историк, профессор Наталья Башмакова в своем исследовании «Из истории и быта русских в Финляндии 1917-1939» пишет об этих событиях так: «С 3 по 10 июля 1923 года прошли переговоры с Константинопольским патриархом Мелетием, в ходе которых была утверждена автономия Финляндской православной церкви в составе Вселенского патриархата с безоговорочным переходом на новый стиль начиная с 1924 года. Многие русские восприняли нововведение как отклонение от исконно православной веры. В 1926 г. в Выборге протоиереем отцом Григорием Светловским и некоторыми активными прихожанами была основана частная Покровская община, подлежащая экзарху западноевропейских православных церквей митрополиту Евлогию».[3]

Официальную регистрацию община получила постановлением Государственного Совета Финляндии в качестве частной религиозной организации 23 декабря 1926 г., что считается днем ее рождения. Сразу же была послана телеграмма в Париж митрополиту Евлогию (Георгиевскому) с просьбой дать благословение на освящение храма. Через несколько дней пришел ответ: «Благословляю протоиерея Светловского освятить храм в честь Покрова Божией Матери». В 1926-1939 гг. община собиралась на богослужения в Покровском домовом храме, устроенном в частном деревянном доме А.Д. Пугиной в Выборге и освященном о. Григорием Светловским перед Рождеством — 2 января 1927 г., в день памяти отца Иоанна Кронштадтского.[4]

Покровская община входила в состав русского Западно-Европейской экзархата под управлением митрополита Евлогия (Георгиевского), в 1931 г. перешедшего из юрисдикции Московского Патриархата в юрисдикцию Константинопольского Патриарха. Сам Владыка Евлогий так прокомментировал ее создание: «Этот акт имел значение отдушины, и новое, более либеральное, финляндское правительство с этим посчиталось и отнесло нашу организацию к линии «свободы совести». Согласно закону, приход был включен в реестр религиозных организаций с правом совершать богослужения».[5] Митрополит писал и о негативной реакции на деятельность русской общины главы Финляндской Православной Церкви архиепископа Германа (Аава): «Он и его Управление начали травить наш Выборгский приход, главным образом нападая на меня (как на русификатора). О. Светловский решил на травлю не отвечать, чтобы не потонуть во взаимном анафематствовании».[6]

Каноническое подчинение Покровской и возникшей в 1927 г. в Хельсинки Никольской общины митрополиту Евлогию вызвало также недовольство Архиерейского Синода Русской Православной Церкви за границей, который в том же 1927 г. обвинил Владыку в «водружении алтаря» на чужой канонической территории и во вмешательстве в дела автономной Финляндской епархии.[7]  В ответ на эти обвинения митрополит Евлогий писал в своем послании: «Я думал что с приездом в Лондон Арх[иепископа] Серафима я поручу ему управление этой общиной – тем более, что он очень сочувствовал учреждению этой независимой от официальной Финляндской Церкви общины и даже выдал ей св. Антиминс (т.е. именно водрузил алтарь). Одновременно с этим я написал и управляющему Финляндской Церковью Арх[иепископу] Герману, прося его разрешить мне иметь упомянутою общину в качестве «метоха», и получил ответ, что Выборгская община вышла из состава Финляндской Церкви, и, что церковное управление этой Церкви не имеет к ней теперь никакого отношения. Вот и вся правда о моем «утверждении алтарей» и вмешательстве в дела Финляндской Церкви».[8]

В декабре 1935 г. Покровский приход посетил викарий митрополита Евлогия служивший в Праге епископ Бельский Сергий (Королев), который по поручению Владыки объехал Швецию Норвегию и Финляндию. По свидетельству митрополита Евлогия приезд епископа в Выборг вызвал ликование. 29 декабря Владыка Сергий рукоположил во диакона члена Покровской общины Григория Сандина. С 28 ноября 1938 г. протоиерей Григорий Светловский был благочинным церквей русского Западно-Европейского экзархата в Финляндии. Численность членов входивших в благочиние Покровской и Никольской общин в это время доходила ло полутора – двух тысяч человек, среди которых подавляющее большинство составляли русские эмигранты.[9]

После начала советско-финской войны 1939-1940 г., когда стало ясно, что советские войска могут занять Выборг, произошла эвакуация. В декабре 1939 г. многие прихожане уехали в г. Кангасниеми, в 65 километрах от г. Миккели. Туда же переехали основательница общины А.Д. Пугина и протоиерей Г. Светловский. Затем о. Григорий с большим трудом добился у финляндских властей разрешения вновь посетить находящийся на осадном положении город, для того чтобы вывезти имущество церкви. Он выехал 27 января 1940 г. и в течение почти двух недель собирал и складывал иконы, священные сосуды, книги, облачения. 10 февраля, с 40 ящиками церковной утвари и имущества общины, протоиерей уехал в г. Кангасниеми, а 19 февраля в дом, в котором размещалась церковь, попала бомба и он был полностью разрушен.[10]

После окончания войны большинство прихожан переехало в Хельсинки, где о. Григорию удалось получить разрешения властей об открытии нового храма взамен утраченного. В середине июля 1940 г. удалось снять в аренду дом для проживания клира и проведения богослужений в районе Мейлахти, где уже в том же году возобновились богослужения. Хотя в ходе Второй мировой войны финские войска в июле 1941 г. вновь временно заняли Выборг Покровская община осталась в Хельсинки. В ходе советских бомбардировок ее новый домовый храм не пострадал.[11] После окончания войны митрополит Евлогий (Георгиевский) принял решение вернуться в лоно Русской Православной Церкви. Финские приходы были переданы в ведение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова), и, таким образом, 12 октября 1945 г. Покровская община была воссоединена с Московским Патриархатом.

Митрополит Григорий посетил Хельсинки с 7 по 12 октября 1945 г. Основной целью его визита было оформить переход в юрисдикцию Русской Православной Церкви Ново-Валаамского и Коневецкого монастырей. В Покровской церкви Владыка посвятил в диаконы — Владимира Волкова, который остался служить там, помогая престарелому настоятелю — о. Григорию. 19 июля 1948 г. скончался возглавлявший приход в течение 22 лет протоиерей Григорий Светловский. Согласно высказанному им еще до своей кончины желанию в настоятели был выбран о. Владимир Волков, возведенный в священнический сан 9 октября этого же года.

1 января 1950 г. умерла основательница общины А.Д. Пугина, завещавшая свой личный капитал в пользу церкви. В июне 1951 г. на эти деньги и многолетние пожертвования других прихожан Покровская община смогла приобрести в собственность участок с домом на северо-западной окраине Хельсинки в районе Мунккиниеми, по адресу: Тиилимяки 25. По проекту финского архитектора Илмари Ахонена силами самих прихожан в течение 15 месяцев был построен новый каменный храм, который освятили в честь Покрова Божией Матери 1 февраля 1953 г. Возведенный из красного кирпича храм был встроен между двумя существовавшими зданиями, и представляет единое архитектурное целое с расположенным справа приходским домом. Почти весь объем здания занимает двусветный церковный зал. Над входом поместили изображение Покрова Божией Матери, иконостас был выполнен племянником художника Ильи Репина.[12]

В 1959 г. скончался настоятель о. Владимир Волков, и через некоторое время на эту должность был назначен протоиерей Борис Павинский. С 1960 г. правящим архиереем Патриарших приходов в Финляндии стал митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 20 сентября 1965 г. митрополит Никодим выступил на богословском факультете Хельсинского университета с докладом о церковном единстве. Это был его первый визит в Финляндию. В 1968 г. Владыка вновь посетил Хельсинки, возглавляя делегацию Русской Православной Церкви на торжествах, посвященных празднованию столетия освящения Успенского кафедрального собора Финляндской Православной Церкви. Он также совершил богослужения в Покровском храме. Большой активностью отличался назначенный митрополитом Никодимом благочинный приходов Московского Патриархата в Финляндии — протоиерей Игорь Ранне. Он, в частности, старался больше объединить русские Покровский и Никольский приходы Хельсинки, проводя совместные заседания церковных советов.

В 1970-е гг. эта традиция продолжилась, кроме того, начался богословский диалог между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии. Некоторые члены Покровской общины активно участвовали в организации переговоров и являлись переводчиками на них. В это же время начали укрепляться связи между богословскими школами Русской Православной Церкви и молодежными православными организациями Финляндии. При каждом посещении делегаций из СССР Хельсинки, их члены совершали богослужения в Покровском храме. В мае 1974 г. свой первый визит главам Лютеранской и Православной Церквей Финляндии нанес Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В ходе этой поездки он совершил богослужения в Покровской и Никольской церквах.

В 1975 г. Покровский приход посещают ректор Ленинградской Духовной Академии архимандрит Кирилл (Гундяев, нынешний Патриарх Московский и всея Руси) и протопресвитер Александр Шмеман из Нью-Йорка. Они выступили с докладами на съезде духовенства в Куопио. В 1976 г. новым правящим архиереем Патриарших приходов в Финляндии стал архиепископ Выборгский Кирилл (Гундяев). В этом же году по состоянию здоровья протоиерей Борис (Павинский) попросил освободить его от должности настоятеля храма, на его место назначили иеромонаха Лонгина (Талыпина, впоследствии архиепископа Дюссельдорфского). Именно здесь будущий Владыка начинал свой духовный путь, в 1978-1979 гг. он исполнял обязанности настоятеля Покровской церкви уже в сане игумена.[13]

Здесь же некоторое время жил и приобретал свой духовный опыт настоятель православного прихода в Осло игумен Климент.  В это время в храме была начата практика проведения литургий раз в месяц на финском языке. Иногда их совершают епископы Финляндской Православной Церкви. Так, например, в 1980 г. — митрополит Оулусский Лев, на Крещение 1981 г. — епископ Йоенсууский Алексий.

В августе 1981 г. настоятелем прихода был выбран священник Андрей Кудрявцев. В сентябре того же года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен совершил свой второй визит в Финляндию, во время которого служил Божественную литургию в Покровском храме. В декабре 1984 г. архиепископ Выборгский Кирилл в последний раз посетил свои финляндские приходы — вскоре он был переведен на Смоленскую кафедру. Новым правящим архиереем этих приходов был назначен председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Минский Филарет, неоднократно служивший в Покровской церкви.

Вторая половина 1980-х гг. стала еще одним переломным моментом в жизни прихода. Завершился период резкого сокращения количества прихожан, и их численность в связи с постепенным переездом значительного количества русских финнов из СССР в Финляндию вновь стала расти. В 1987 г. в дни празднования 60-летия русских Покровского и Никольского приходов был освящен жилой дом Московского Патриархата в Хельсинки.

Новым настоятелем Покровской церкви в 1985 г. был назначен о. Георгий Кильгаст, а после его смерти — с марта 1986 г. — отец Михаил Поляченко. Еще в начале 1984 г. в Покровскую общину прибыла псаломщицей инокиня Марина (Дыба) из Корецкого монастыря — которая до настоящего времени служит регентом и псаломщицей храма, приняв монашеский постриг с именем Мария. В начале 1985 г. на приход впервые прибыл новый священник-стипендиат Ленинградской Духовной Академии Виктор Лютик, в 1999 г. он был избран настоятелем Покровской церкви. Митрофорный протоиерей Виктор Лютик, занимает этот пост до настоящего времени.[14]

Сейчас Покровский приход сохраняет свои старые традиции — например, ежемесячно одна литургия и всенощная проходят на финском языке, раз в год проводится благотворительный базар. Устраиваются регулярные приходские праздники в помещениях Российского центра науки и культуры, акафисты с последующей духовной беседой с настоятелем и чаепитием по средам. Псаломщица монахиня Мария организовала прекрасную библиотеку, видеотеку и фонотеку. Часто в богослужениях храма принимают участие находящиеся в гостях у прихода известные хоровые коллективы, певцы и артисты. Все посещающие с визитом Финляндию иерархи Русской Православной церкви, как правило, совершают литургию в Покровском храме. Последние годы большую торжественность богослужениям придает диакон Димитрий, в течение восьми лет несущий это послушание.

Особенно важное значение имеют устраиваемые о. Виктором Лютиком дважды в год в зале Российского центра науки и культуры научные конференции – Покровские и Сретенские чтения, в которых выступают с докладами многие ведущие богословы и церковные историки из Санкт-Петербурга, Москвы, Новгорода и других российских городов. Ежегодно приезжают на эти конференции и русские православные архиереи: архиепископ Дюссельдорфский Лонгин, ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии архиепископ Петергофский Амвросий и др. В ходе работы конференций проводятся концерты духовной музыки и пения. Следует упомянуть также, что протоиерей Виктор Лютик издает единственный русский церковный журнал в странах Северной Европы — «Северный Благовест».


[1] Мусаев В.И. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890-е – 1930-е гг.). СПб., 2014. С. 490.

[2] Нивьер А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995: Биографический справочник. М.-Париж, 2007. С. 414-415; Мусаев В.И. Современные конфессиональные проблемы региона специализации. Религия и церковь в странах Северной Европы: учебное пособие. СПб., 2012. С. 219-220; Трохова И.В. Церковная история Выборга и его окрестностей. СПб., 2007. С. 163.

[3] См.: Башмакофф Н., Лейнонен М. Из истории и быта русских в Финляндии // Studia Slavonica Finlandensia. T. VII. Helsinki, 1990. C. 57.

[4] Там же. C. 56-57; Трохова И.В. Указ. соч. С. 164.

[5] Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни: Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. С. 499.

[6] Там же. С. 500.

[7] Церковные ведомости. 1927. № 1-2. С. 4; Мусаев В.И. Между Западом и Востоком. С. 462.

[8] Кострюков А.А. Русская Зарубежная Церковь в 1925-1938 гг. Юрисдикциооные конфликты и отношения с московской церковной властью. М., 2011. С. 161-162.

[9] Евлогий (Георгиевский), митрополит. Указ. соч. С. 500; Pavinsky H. Russian Orthodox Parishes in Finland. // Orthodoxy in Finland. Past and present. Kuopio, 1984. P. 97-100; Baschmakoff N., Leinonen M. Russian Life in Finland 1917-1939: A Local and Oral History. Helsinki, 2001. P. 170.

[10] См.: Лютик Виктор, протоиерей. Приход Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки // Северный Благовест. 2007. № 2 (11). С. 26-30.

[11] Жаворонкова Н. Пасха / Публ. и комментарии В.Ю. Черняева // Нансеновские чтения 2010. СПб., 2012. С. С. 324.

[12] См.: Михаил, епископ. Патриаршая Покровская община в Хельсинки // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 11.

[13] См.: Лютик Виктор, протоиерей. Указ. соч.

[14] Там же.


 Доклад М.В. Шкаровского, прочитанный на конференции 3 апреля «Санкт-Петербург и страны Северной Европы»


Опубликовано 08.04.2014 | | Печать

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой!
И нажмите: Ctrl + Enter