В картине, которую рисует перед нами эта притча, заключено острое противоречие. “Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь” (Лк. 18:10). В первой части притчи описывается позиция фарисея и содержание его молитвы.
В своей молитве фарисей прибегает к поразительному противопоставлению себя другим людям. Он благодарит Бога за то, что не похож на других: грабителей, обидчиков, прелюбодеев и стоящего рядом мытаря. Иными словами, фарисей проводит разделительную линию между собой и другими, считая, что он находится в храме по праву, в то время как все окружающие не могут входить сюда, поскольку являются грешниками.
Образ мытаря и его молитва создают иное впечатление и вызывают другие чувства. Он сидел поодаль, опустив глаза, бил себя в грудь и просил милости Божьей. Его молитва – это молитва покаяния. Мытарь не похваляется своими благими делами, ища оправдания, но обнаруживает и исповедует свою греховность перед Богом и просит о Его милости. Он не протестует против того, что другие люди сторонятся его. Его интересует лишь праведный суд Бога. Преподобный Нил советует нам в молитвах просить об очищении от страстей, освобождении от незнания и забытья, избавлении от всякого искушения и о возвращении к Богу. Мы должны просить лишь о справедливости и Царстве Божьем, о добродетели, духовном знании и обо всем ином, что они дают нам.
Вопрос
Перед слушателями притчи предстает один существенный вопрос. Фарисей, соблюдающий предписания закона и традиций, – это образ идеальной религиозности. Мытарь же – грешник, просящий покаяния и милости Божьей. Примет ли Бог обоих? Или же выберет одного? Слово Христа ясно говорит нам: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот” (Лк. 18:14). Здесь Христос переворачивает отношение людей к оправданию и открывает, что Бог принимает тех, кто кается и со смирением просит Его милости. Изнуряющее ощущение своей нищеты – это основа духовного совершенствования. Осознание собственной греховности – это источник энергии и прочный фундамент для нашей духовной сущности.
Путь к покаянию
Всем нам следует понять, что спасение и оправдание – это дары Бога, но не плоды наших дел. Никакие наши заслуги не могут подарить нам Царство Божье. Это сделают лишь Его любовь и человеколюбие.
Святой Иоанн Златоуст, рассуждая о молитве мытаря, говорит нам о существовании пяти путей к покаянию.
Первый путь – это осознание своих грехов и их исповедание. Второй путь – это скорбь о своих грехах. Третий – смиренномудрие, четвертый – милосердие, царица добродетелей. И, наконец, пятый путь к покаянию – это молитва.
Молитва же должна содержать в себе все вышеперечисленные пути к покаянию: и осознание грехов, и исповедь, и скорбь о грехах, и смиренномудрие, и милосердие. Лишь это сделает ее существенной и полезной для нас.
“Не помолимся фарисейски”
Сама Церковь наша, открывая Триодь, призывает нас: “Не помолимся фарисейски”, то есть с гордостью за свои заслуги, но попросим у Бога благодати спасения, признавая и исповедуя нашу недостойность. Помолимся со страхом, скорбью, вниманием, вдумчивостью и радостью, как советует нам Еваргий. Корень всех зол – гордость. В ней заключена смерть и тьма. Но неизведанным образом святое смирение возвышает нас над всем тварным, сохраняя в нашей жизни Божественную благодать.
Будем же держать в памяти мудрое предупреждение: “Диавол не ест и не пьет. Формально, он самый строгий аскет, но это не делает его меньшим диаволом”. Смирение – это единственное оружие, побеждающее диавола, обязательное условие спасения, таинственная святая сила, заключающая в себе все.
Как учил святой Исаак Сирин, где произрастает смирение, там бьет источник славы Божьей. Здесь семя души расцветает в неувядаемый цветок. Да благословит нас Бог и поможет нам оградить все наши мысли смирением и обрести знание вечной истины.
Епископ Фанари Агафангел, “Суть Евангелия”
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.