31 мая 2013 года заведующий кафедрой библеистики СПбПДА протоиерей Димитрий Юревич принял участие в проходившем в Московской православной духовной академии семинаре, посвященном вопросу создания новой учебной Библии на русском языке.
В семинаре также приняли участие заведующий кафедрой библеистики МПДА протоиерей Александр Тимофеев, преподаватели кафедры библеистики МПДА М.В. Ковшов и П.А. Коротков, доцент ПСТГУ М.А. Скобелев, студенты и аспиранты библейского отделения МПДА.
Открыл семинар протоиерей Александр Тимофеев, который в своем докладе на тему «Насущный вопрос создания современной учебной Библии» отметил, что в Русской Православной Церкви отсутствует современный комментарий на Священное Писание. В то же время имеется исторический опыт создания подобного комментария до революции в качестве Толковой Библии под редакцией А.П. Лопухина и его преемников. В качестве первого шага по созданию такого комментария целесообразно рассмотреть возможность реализации более простого проекта — создания учебной Библии, предназначеннной для студентов бакалавриата духовных учебных заведений и для преподавателей воскресных школ. По мнению о. Александра, в перспективе должны быть созданы библейские комментарии разных уровней, в частности — катехизический (начального уровня), научно-популярный (рассчитанный на достаточно грамотную в богословском плане аудиторию) и научно-академический (предназначенный, в первую очередь, для специалистов). Учебная Библия может занять промежуточное положение, работа над ней может пригодиться при составлении как более простых, так и более сложных комментариев.
Далее с докладом на тему «Новая Толковая Библия? Pro et contra» выступил преподаватель кафедры библеистики МПДА Михаил Всеволодович Ковшов. Он предложил рассмотреть следующие аспекты проекта по созданию учебной Библии:
- сроки: важно заранее спланировать этапы проекта;
- формат: необходимо определиться с уровнем комментария. Могут быть названы следующие форматы: учебный, научный, научно-популярный, общедоступный, миссионерский, апологетический. Целесообразно на 1-ом этапе остановиться на учебно-научном комментарии, нацеленном на студентов бакалавриата духовных академий.
- методология: предлагается синтез святоотеческой экзегезы и современных исследований;
- исполнители: преимущественно преподаватели духовных учебных заведений;
- продвижение результата: отсутствие интереса к изучению Библии в обществе может быть критичным для интереса к проекту.
Протоиерей Димитрий Юревич сделал доклад на тему «Один из подходов составления краткого комментария к Священному Писанию (на примере Новой Женевской Библии)». Он рассказал о разделах этого издания учебной Библии и структуре комментария. Докладчик подробно остановился на тех элементах комментария, которые целесообразно использовать в проекте учебной Библии — указание параллельных мест (мессианских и прямых пророчеств; типосов; пояснений); введение текстологических пояснений к богословски важным местам; использование пояснений к переводу (уточняющий альтернативный перевод; разъясняющий перевод). В самом комментарии, по его мнению, должны присутствовать две составляющие: 1) историко-филологический и археологический аспект; и 2) богословский аспект (синтез святоотеческих идей и православной церковной научно-богословской традиции). Также является полезным введение в текст учебной Библии отдельных тематических врезок, устанавливающих связь между основными богословскими понятиями и важными текстами Священного Писания.
Доклад на тему «Coвременный метод нарративного анализа и возможности его использования в православной библеистике» представил преподаватель МПДА Сергей Анатольевич Артюшин. Он рассказал о содержании данного подхода к толкованию Священного Писания и привел примеры его использования для православной экзегезы Библии.
Аспирант МПДА Сергей Казарин сделал доклад на тему «К вопросу о методологии библейского исследования. Обзор диссертации Мартина Вильямса «Учение о спасении в 1 Послании ап. Петра» ( Society for New Testament Studies Monograph Series 149.Cambridge, 2011 )». Он указал на то, что историко-критический метод находится в кризисе, т.к. с его помощью Священное Писание изучается в историческом, но не в богословском отношении. В качестве выхода из кризиса может быть использован предложенный Мартином Вильямсом в его работе «Учение о спасении в 1 Послании ап. Петра» богословско-критический метод. Даный метод базируется на ряде постулатов, среди которых: доминанта богословского смысла Священного Писания, принцип богодухновенности Библии, канонический подход к тексту, ориентация на богословские проблемы, необходимость аскетического делания при изучении Библии, согласование толкования с практикой общины, кафоличность, преодоление междисциплинарного разобщения. Метод состоит из 3 этапов: филологический и литературный анализ, соотнесение с корпусом канонических книг, соотнесение с предыдущей традицией толкования. Данный метод с определенными оговорками вполне соответсвует традиционному церковному подходу к толкованию, однако у М. Вильямса он изложен как научный подход экзегезы.
Последний доклад на тему «О некоторых примерах понимания трудных мест Священного Писания в работах русских библеистов XIX в.», посвященный недостаткам церковнославянского и Синодального переводов Библии, представил преподаватель МПДА П.А. Коротков. Он указал ряд примеров, на которых видно, что в отдельных местах в церковнославянском переводе были использованы некорректные чтения малоавторитетных сегодня греческих рукописей. Часть этих неверных чтений была исправлена в Синодальном переводе, но некоторые все же остались. Подобного рода случаи желательно учесть при составлении проекта учебной Библии.
После прочтения каждого доклада проходили оживленные дискуссии и обсуждения. По итогам заседания было принято коммюнике.